Когда бывший таксист Михаил Чистяков открывал в Иркутске бюро клининговых услуг, он еще не знал, что из-за отсутствия спроса на эти услуги около трети подобных компаний вскоре будут вынуждены закрыться. Выжить в таких условиях помогает творческий подход, считает предприниматель.
Идея открыть бюро клининговых услуг, а попросту говоря -- оказывать услуги по уборке помещений, пришла к Михаилу Чисяткову в обычный рабочий день, когда он "таксовал". Тогда один из его пассажиров обмолвился в беседе о том, что открыть такой бизнес можно, имея всего 30 тысяч рублей стартового капитала. Надо сказать, таксист Чистяков к тому моменту уже не первый год думал о собственном бизнесе. И возможность открыть свое дело столь недорого его воодушевила.
По расчетам Чистякова выходило, что затраты в клининговом бизнесе действительно невелики -- 50 тысяч рублей ему должно было хватить на первое время. Начав откладывать нужную сумму, Чистяков параллельно изучал и рынок: подсчитал конкурентов, изучил цены и спрос, начал обзванивать первых потенциальных клиентов.
"Искать клиентов я начал в сегменте среднего бизнеса, -- говорит Чистяков. -- Прикинул, что крупные компании сразу не потянешь -- там нужен более высокий уровень сервиса. Для 'окучивания' жилого сектора -- квартиры, дома, также следовало подготовиться -- набрать штат". Свою фирму Чистяков зарегистрировал в конце 2009 года (называется "Уборка"). В штате числилось два работника -- сам Чистяков и его супруга. Таким составом они намеревались обслуживать первых клиентов, пока не наберут достаточное количество заказов, чтобы нанимать персонал. А заказы, как он полагал, будут. Ведь в результате первичной обзвонки пять компаний дали предварительное согласие на сотрудничество.
Однако к тому моменту, когда он снял помещение под склад-офис и заплатил за два месяца его аренды половину стартовой суммы, выяснилось, что из этих пяти заказчиков свои намерения сохранил лишь один. "Я тогда понял, что за несколько месяцев 2009 года ситуация на рынке сильно изменилась. Люди больше не хотели заказывать услуги по уборке помещений. Все стало как-то грустно", -- вспоминает он.
Ситуация неопределенности длилась для Чистякова всю первую половину 2010 года. "Регулярных заказов не было, перебивались случайными -- уборкой квартир, коттеджей. В месяц выходило до 20 тысяч рублей чистыми, это уже за минусом наших с супругой зарплат в размере 30 тысяч на двоих и других затрат", -- говорит предприниматель.
Рекламировать свои услуги Чистяков пытался через Интернет, общаясь на различных иркутских форумах, однако от газет бесплатных объявлений толку было больше. Там он размещал не только объявления о своих услугах, но и искал потенциальных клиентов. "Мы подумали, что клининговые услуги могут наверняка вскоре понадобиться тем, кто сейчас ведет в офисе или дома ремонт. Искали таких клиентов по объявлениям -- кому требовалось что-то для ремонта. Обзванивали их и предлагали убрать все, как только ремонт закончится. Многие потом действительно обращались. Затем мы сработались и с самими ремонтниками -- за небольшой процент (2-3% от суммы заказа) они рекомендовали нас своим клиентам", -- рассказывает Чистяков.
В начале осени у Чистякова появилось уже два постоянных клиента из сегмента среднего бизнеса: "Объемы сразу выросли в два раза, доходы -- тоже". Всю прибыль от бизнеса он вкладывает снова в дело -- пополняет штат, снял отдельные помещения под офис и склад, закупает качественную бытовую химию. "Сейчас вот предлагают приобрести склад в собственность, но нужной суммы у меня нет, а в банках кредит не дают", -- говорит он.
"Получить кредит в банке, если ты занимаешься клинингом, почти невозможно, -- знает директор клинингового бюро 'Умелое' Аркадий Семенов (его компания работает на рынке с 2005 года). -- Рынок таких услуг в Иркутске пока нельзя назвать сформировавшимся. Во-первых, ни в обществе, ни в корпоративной среде пока нет традиции доверять уборку помещения кому-то другому, а во-вторых, конкуренция на рынке очень высока. Только рекламируются сегодня около 50 индивидуальных предпринимателей, подобных Чистякову".
То, что проекту Чистякова удалось выжить, говорит о многом, считает Семенов. Ведь в 2009 году, по его словам, рынок таких услуг сильно просел. "Из-за кризиса спрос упал, и многие компании не стали продлевать контракты. В прошлом году с рынка ушли примерно треть клининговых фирм. Остальным пришлось заметно снизить цены", -- знает он. Сегодня, по сведениям Семенова, стоимость услуг по уборке помещений в Иркутске составляет 15-25 рублей за 1 кв.м.
Михаил Чистяков не скрывает, что ему приходилось привлекать клиентов с помощью низких цен. "И сегодня у нас услуги дешевле, -- говорит он. -- С учетом того, что на моющих средствах мы не экономим и покупаем качественную химию, не раз приходилось работать в ноль".
Сегодня Чистяков собирается выходить на более крупных заказчиков: "Мы уже пополнили штат постоянными работниками, сняли отдельный офис. В общем, готовы перейти на следующий уровень".