СВОЕ ДЕЛО
Операция "Кооперация"
Кто ищет, тот обязательно найдет. Иркутянка Надежда Дедюхина, не найдя в свободной продаже нужную ей редкую книгу, неожиданно для себя нашла способ экономить на нестандартных покупках. Организовав в Интернете группу единомышленников, она заказала в издательстве не одну книгу, а целую партию, добившись тем самым оптовых условий. Так родился проект "Совместные покупки": объединившись, люди могут купить товар, которого нет в иркутских магазинах, и при этом сэкономить, приобретая его в больших количествах по оптовым ценам. А организаторы сервиса могут и немного заработать.
На самом деле, идея такой потребительской смекалки не нова, и ее авторство не принадлежит кому-то в отдельности. На разных форумах в Интернете можно встретить примеры того, как люди объединяются в стихийные группы для совершения одной или нескольких покупок. Так, недавно на иркутском сайте, посвященном активному отдыху, один из посетителей собирал группу желающих приобрести спортивное термобелье дорогой западной марки. Поставщик товара находился в Новосибирске. Задача заключалась в том, чтобы найти как можно больше покупателей на один товар. При определенном размере партии поставщик обещал отпустить заказ по цене "с хорошей скидкой". Желающие сэкономить находились тут же.
Надежда Дедюхина искала в Интернете редкую книгу, а не найдя ее в розничной продаже, обратилась в издательство. Там издание можно было приобрести, но доставка обошлась бы в половину стоимости товара. Такие условия не устраивали. Тем временем в сети Надежда набрела на форум, где могла наблюдать, как его посетители формируют пул покупателей на определенный товар. Последовав примеру, ей удалось набрать с десяток единомышленников, желающих приобрести упомянутую книгу. В итоге Надежда и ее сотоварищи смогли купить книгу по оптовой цене, а доставка обошлась "практически бесплатно", ведь ее стоимость почти не зависела от объема партии.
Идея создать специальный сервис для таких задач родилась сразу. "Не вызывало сомнений, что схема совместных покупок будет востребована -- люди смогут приобретать товар, который трудно найти в Иркутске, и получать при этом хорошие скидки. Экономия по сравнению с розничными ценами может составлять 40-75%. То есть вы приобретаете товар с совсем небольшой торговой надбавкой, -- рассказывает Надежда. -- Но есть и минусы: нужную вещь приходится ждать некоторое время (от нескольких недель до месяцев). Кроме того, увидеть этот товар можно, как правило, только на фото в Интернете. В то время как в розничном магазине можно померить, выбрать, а в случае необходимости и обменять. Случается, что стоимость доставки товара до Иркутска превышает скидку от поставщика".
Сайт, посвященный совместным покупкам (spirk.ru), разработчики проекта -- Надежда Дедюхина и четверо ее единомышленников -- создали к лету 2009 года. Зарегистрировали фирму (общество с ограниченной ответственностью) и даже сняли небольшой офис. Стартовые затраты составили около 10 тыс руб. "Госпошлина на регистрацию ООО -- 2000 рублей, услуги нотариуса -- 400 рублей, открытие расчетного счета в банке -- 600 рублей, -- перечисляет собеседница. -- Основная сумма -- 6 тысяч рублей -- пошла на аренду". Сейчас, правда, от офиса отказались. "Пока острой необходимости в нем нет, поэтому мы временно отказались от офиса, -- рассказывает Надежда. -- Тем более, есть склад, который нам обходится значительно дешевле -- 500 рублей в месяц. Его пока достаточно, чтобы хранить поступающий товар".
Участником совместной покупки (СП) на сайте может стать любой посетитель: необходимо только пройти регистрацию и указать контактные данные. Сразу после этого можно стать участником текущих СП. На сайте уже представлена база товаров разных категорий -- от бытовой химии до одежды. На момент подготовки статьи, к примеру, на площадке действовало 167 активных покупок, а зарегистрированных пользователей было около двух тысяч. Одна покупка привлекает от 10 до 120 участников, говорит Надежда Дедюхина. Можно организовать и собственную СП, для этого надо иметь налаженный контакт с поставщиком или производителем нужного товара. Ответственность организатора четко прописана: он отвечает за оплату товара, доставку и выдачу заказа всем участникам покупки.
Когда заявка сформирована и отправлена продавцу, ни один участник, а тем более, организатор не может отказаться от покупки. Надежда Дедюхина говорит, что требования к участникам прописаны твердые -- "иначе бардака не избежать". Примером могут служить крупные города, где подобные стихийные сообщества могут собирать до 300-400 человек на одну покупку.
Примечательно, что стимулом для организации собственной СП на сайте является не только желание найти какой-то редкий товар или сэкономить, но и возможность заработать. Так, каждый организатор СП может претендовать на сумму до 15% от стоимости совместной покупки. В дальнейшем, правда, Надежда Дедюхина подумывает убрать это ограничение, как и условие, что с одним поставщиком может работать только один организатор. "Пусть все будут в равных, рыночных условиях, ведь иной организатор может договориться с поставщиком о более интересных скидках", -- считает она.
Но самое удивительное в этой истории то, что несмотря на популярность площадки, сами разработчики проекта так и не почили на лаврах его успеха. В коммерческом смысле. "Свои затраты мы отбили только спустя 8 месяцев, при том, что они были небольшими, -- рассказывает Дедюхина. -- Зарплату мы себе не выдавали, все доходы шли на развитие проекта". Возможно, низкая рентабельность проекта для его учредителей объясняется лишь тем, что их вознаграждение (которое они сами себе установили) составляет всего 1% от стоимости каждой совместной покупки.
"Задачу зарабатывать серьезно мы изначально не ставили, -- объясняет собеседница. -- Планировалось, что проект будет выгоден для нас одной лишь возможностью совершать удаленные покупки и по интересным ценам. Но развивать дело нужно. Поэтому параллельно с текущим проектом по совместным покупкам мы планируем открыть свой интернет-магазин". Контакты с самыми интересными поставщиками уже налажены, так как сами учредители нередко выступали в качестве организаторов СП. Самые популярные запросы иркутских покупателей тоже известны. Есть и часть товара, который уже выкуплен предпринимателями и лежит на складе.
При этом обычная маржа интернет-магазинов -- 30-40% -- позволит быстро окупить вложения, считает Дедюхина. "Товары все равно будут намного дешевле аналогичных в классических магазинах, накрутка в которых составляет, как правило, 100-200%, -- рассуждает она. -- Конечно, выйдет дороже, чем в СП. Зато мы устраним основной минус этого проекта -- длительное ожидание товара: каждую покупку закрывают месяц и более, еще месяц уходит на доставку. А тут товар будет храниться на иркутском складе".
"Если создание онлайн-магазина обойдется недорого, то они действительно могут сразу получить доходность в 30 раз больше, чем по проекту совместных покупок, -- рассуждает специалист по маркетингу и рекламе интернет-магазина "Пятая армия" Анна Попова. -- Маржа в 30-40% -- это действительно средний показатель доходности для интернет-магазинов. А ниша онлайн-торговли у нас в регионе свободна -- самое время начинать".