Александра Макарова, – Расскажите, как началась ваша карьера? Почему выбрали именно банковское дело? – На финансово-экономический факультет Академии народного хозяйства, а ныне – БГУЭП, я поступила за компанию с подругой. Мечтать о карьере юриста или балерины к тому времени я уже перестала. А новых желаний не возникло. В Облжилсоцбанке я начала работать на практике, еще учась на третьем курсе. Но по-настоящему «почувствовать» банковское дело и понять, что именно этим я хочу в жизни заниматься, удалось только спустя 2-3 года полноценной работы в банке. Первые несколько месяцев я работала кассиром в валютном отделе. Это была тяжелая работа – и в психологическом плане, и просто физически: маленькая, худенькая, я через весь банк без охраны носила здоровенный портфель с валютой. Зато когда в 1991 году начала работать в команде коммерческого банка, стала первым сотрудником отдела, отвечающего за внешнеэкономическую деятельность. Там мы уже не банально валюту меняли выезжающим за рубеж, а оформляли валютную лицензию, открывали корреспондентские счета, проводили оплату внешнеторговых контрактов и т.п. Вообще было очень интересно, поскольку работу в условиях свободного рынка банк начинал буквально с нуля: новые схемы работы, должностные обязанности, программное обеспечение, все новое. – Что привлекает вас в вашей работе? Поменялись ли приоритеты со временем? – Думаю, в первую очередь к должности руководителя меня привели амбиции. Всегда знала, что рядовым сотрудником быть не хочу, всегда стремилась к большему. С детства была очень активной, и что скрывать – люблю покомандовать. А если серьезно: выстроить работу так, чтобы банк работал четко, как швейцарские часы – занятие интересное. С виду должно казаться, что работа будет идти превосходно, даже если руководителя не будет. На деле, конечно, мое ежедневное присутствие обязательно. Нередко приезжаю в банк в выходные, чтобы посмотреть, как работают сотрудники. – Существует стереотип, что карьера и полноценная семейная жизнь для женщины несовместимы. Как вы относитесь к этому утверждению? – Считаю, доля правды в этом есть. Нельзя одновременно в полную силу «выкладываться» на службе и быть идеальной женой и мамой. Тогда ни там, ни там полноценного успеха не будет. У меня так получилось, что сначала я занималась карьерой, и в 27 лет стала председателем правления АК «Классик банк». Уже после вернулась к вопросу семьи, но из бизнес-процесса «не выпадала». Первый мой декретный отпуск длился месяц и десять дней. Официально. На деле я вернулась за рабочий стол спустя пару недель. Второй декрет даже не был оформлен: я уехала в роддом в пятницу, а в следующий четверг уже вернулась на работу. – Муж и дочери не жалуются на недостаток внимания? Не просят лишний раз остаться дома? – Во-первых, они уже привыкли. Во-вторых, у них тоже много дел. Муж занят бизнесом. Дочери, помимо школьных уроков, занимаются французским языком и бальными танцами, учатся в музыкальной школе, играют в теннис. Так что если бы мне захотелось отдохнуть в будний день, их бы просто не было дома. – С какими проблемами пришлось столкнуться на карьерном пути? Каким образом удалось их решить? – Серьезной проблемой, заставившей действительно переживать, могу назвать мой первых уход в декретный отпуск. На тот момент я уже довольно долго руководила иркутским филиалом банка УРАЛСИБ. Банк и так не слишком отличался европейской демократичностью (восточный менталитет собственников накладывал отпечаток), а тут я ухожу в декрет и отказываюсь освободить должность управляющего. Помню, сижу я (уже на восьмом месяце беременности) в окружении трех мужчин, вице-президентов банка, которые, мягко говоря, убедительно просят меня уйти на должность заместителя добровольно. Я убеждаю, что вернусь через месяц, и полный декретный отпуск мне не нужен, а они – в ответ: «Что мы, не знаем что ли? У самих жены есть». В итоге слово свое я сдержала. – По словам кадровых специалистов, мужчин традиционно считают более надежными партнерами и прирожденными управленцами, а женщин — непредсказуемыми и подверженными смене настроений. А как вы считаете, что мешает женщинам занимать больше руководящих постов? – Думаю, мужчины очень ревниво относятся к успехам женщин в бизнесе. Но только потенциальные соперники, коллеги. Я заметила, что владельцы крупных частных компаний, холдингов, напротив, все чаще отдают предпочтение прекрасной половине, когда речь заходит о должностях наемных управленцев. И неудивительно. Женщины надежны и более преданы компании, делу. Более педантичны и щепетильны в отношении репутации. В то время как мужчины чаще озабочены продвижением собственной карьеры, и когда путь к достижению личного успеха у них расходится с политикой работодателя, выбор делают в свою пользу. Кроме того, женщины более ответственны и консервативны в хорошем смысле этого слова. Да, они редко вносят базовые инновации и не так изобретательны. Но наемный руководитель и должен в первую очередь с блеском реализовать то, что считает нужным сделать собственник компании. – Какой стиль управления предпочитаете? По какому принципу строитекадровую политику в компании? – Думаю, у нас в компании сложилась умеренная демократия. Я считаю себя руководителем требовательным, но справедливым, без оснований никогда критиковать не буду. Знаю по себе: негатив от выговора начальника появлялся только если замечание было несправедливым. Поэтому когда я вызываю сотрудника «на ковер», как правило, он уже сам осознает, в чем причина. Наверное, поэтому многие сотрудники переходят со мной из банка в банк. Если человеку с тобой комфортно работать, даже не нужно уговаривать его перейти на новое место. Сейчас в моей команде примерно 10 человек, с которыми я начинала свою банковскую карьеру. Я внимательно слежу за тем, чтобы атмосфера в команде оставалась комфортной, поэтому беседую с каждым соискателем. Их профессиональные качества в первую очередь проверяет непосредственный начальник подразделения и кадровая служба, я же смотрю, чтобы психотип претендента не шел в разрез с темпераментом его будущих коллег. Считаю, что слаженную команду удалось создать в том числе благодаря совместным корпоративным праздникам и ежегодным мероприятиям по тимбилдингу. До моего прихода в ВТБ каждый отдел устраивал праздничный «междусобойчик», а сейчас мы вместе отмечаем Новый год, 23 февраля и 8 марта. – Как выглядит ваш обычный рабочий день? – Встаю в половине восьмого и собираю младшую дочь в школу. Иногда старшая тоже рано встает, тогда и ей помогаю собраться. Самой мне много времени на сборы не нужно. Утро – либо в кабинете, либо в разъездах по служебным делам. Утреннего кофе… много (смеется). И до вечера – работа: в зависимости от приоритетности задач или решаю внутренние вопросы, или встречаюсь с клиентами. Вместо обеда занимаюсь бальными танцами, играю в теннис. Иначе на спорт времени совсем не выкроить. Люблю движение, но фитнес или тренажеры для меня скучноваты. Кстати, танцами я занялась совершенно неожиданно для себя: на одной из репетиций дочери мне предложили поучаствовать в конкурсе «Танцующий город». Не долго думая, согласилась. А подумать надо было: все оказалось не так просто, как выглядит со стороны. Мероприятие через два с половиной месяца, а я – на нулевом уровне. Но у меня же принцип – не отступать. Пришлось танцевать по 2-3 часа в день, а за неделю до выступления вообще отпуск взять. После такой напряженной подготовки думала: скорей бы все закончилось. А когда конкурс уже прошел, решила, что не лишним будет все-таки научиться танцевать по-настоящему. – Опишите свой идеальный отдых. – Летом, если нет возможности взять длинный отпуск, ненадолго уезжаю на Байкал. Хорошо, если место будет «вне зоны доступа телефонных сетей». К примеру, Чивыркуй. Когда можно отдохнуть 2-3 недели, предпочту уехать за пределы родины. Люблю Францию. Больше всего нравится на Лазурном берегу. Но только жить предпочитаю не в крупных городах, как Ницца, а в маленьких прибрежных. Вообще понятие отдых для меня означает отсутствие в городе, в противном случае найдется масса неотложных дел и вопросов. – Вам удалось поработать в самых разных банках – местных, филиалах крупных банков, в коммерческих банках и с госучастием в капитале. Что дальше? Свой банк? Или, может быть, есть желание попробовать себя в совершенно новой сфере? – В текущих условиях чтобы создать собственный банк, нужно быть олигархом. Это требует не просто крупных сумм, огромных. Свое дело у меня уже есть. Не такое масштабное, конечно, как банк, но, что называется, «по душе». Еще в начале 2000-х годов мы с одной очень талантливой врачом-косметологом открыли Центр врачебной косметологии «Эстетик». Вложения в собственный бизнес я считаю самым лучшим вариантом для инвестиций. – Дайте совет женщинам, которые только начинают свой путь в бизнесе. – Если хотите сделать серьезную карьеру, придется на старте сделать выбор, что для вас важнее – семья или работа. Со временем приоритеты, конечно, могут меняться. Но для того, чтобы получить желаемый результат, в определенный момент надо все усилия и желания направить на одну цель. |
Интервью подготовила Мария Фаизова, Газета Дело