СВОЕ ДЕЛО
Добро пожаловать, или разрешено все, что не запрещено
Детский лагерь на Байкале в Посольском соре два друга-предпринимателя устраивают уже два года подряд. Для обоих это сезонная работа и первый опыт предпринимательской деятельности. Но за три месяца воспитательно-оздоровительного бизнеса они выручают почти столько же, сколько за девять месяцев работы получает офисный менеджер.
Организаторы детского лагеря "Посольский ветер" Олег Зенов и Иван Мурашов в недавнем прошлом -- студенты Иркутского педуниверситета. Идея организовать летний лагерь появилась у них, когда семейные друзья стали жаловаться на то, что бюджетных вариантов летнего отдыха для детей в Иркутской области практически нет.
"К тому же в конце 2009 года мы остались без работы -- иркутский филиал нашей компании был закрыт, -- делится Олег Зенов. -- До весны мы перебивались случайными заработками. А в марте наткнулись на предложение одной иркутской турфирмы бесплатно обучиться на вожатого детского лагеря. В то время мы рассматривали любую возможность чему-то научиться. Тем более, бесплатно".
На время курса Зенов и Мурашов подрабатывали частными риэлтерами, тогда им и "подвернулся" земельный участок на берегу Байкала, который недорого сдавался в аренду. Два месяца ребята потратили на то, чтобы зарегистрировать ИП и собрать все необходимые разрешения для организации детского отдыха. По их отзывам, тяжелее всего далось общение с санитарно-эпидемиологической службой.
Тем не менее, в июне 2009 года в лагере на Байкале открылся первый сезон. "Мы привезли одного повара. Кроме моего компаньона, было еще двое воспитателей: примерно по одному на десяток ребят. Я отвечал за организационные моменты, -- рассказывает Зенов. -- Без особой рекламы 'насобирали' три десятка детей знакомых и 'знакомых знакомых'. На второй сезон реклама нам также не понадобилась -- некоторые дети остались еще на один месяц".
При этом условия проживания в лагере не были особо комфортными -- дети спали в палатках, ели в походной столовой. "Горничных не было, -- рассказывает Зенов. -- Ребята все делали сами: убирались на территории, дежурили на кухне". Зато молодые предприниматели постарались по максимуму разнообразить досуг своих подопечных: фотокружок, команда по футболу и пионерболу, рисование, шахматы, занятия по лепке и спортивному ориентированию.
"Мы не хотели превращать лагерь в детоприемник, где следят только за тем, чтобы дети питались по расписанию и спать ложились вовремя, -- говорит Иван Мурашов. -- Очень хотелось увлечь их чем-нибудь, что со временем превратилось бы в серьезное увлечение или даже дело в жизни. Поэтому мы изначально предложили большой выбор кружков, и никогда не отказывались от пожеланий самих ребят что-то организовать. Таким образом, у нас в лагере появилась своя газета, занятия по стрельбе из лука, клуб собирателей паззлов и кружок пения".
Неформальный подход обеспечил предприятию неплохой доход. "Двадцать три ребенка остались с нами и на второй сезон, десять ребят вообще все лето в лагере провели, -- рассказывает Зенов. -- Кроме того, в июле у нас было уже 35 детей, в августе -- 41. Многим желающим пришлось отказывать, потому что нанять нам удалось всего одного дополнительного воспитателя, и четверо с трудом справлялись с 40 ребятами. В штат мы приняли еще одного однокурсника -- брать человека 'со стороны' не хотелось. В погоне за деньгами есть риск развалить все дело".
Тем не менее, бизнес на детском отдыхе оказался весьма прибыльным. За лето Зенов и Мурашов заработали 250 тыс рублей чистой прибыли. "Общая выручка чуть-чуть превысила миллион, -- хвастает Зенов. -- Но больше 100 тыс ушло на еду, 150 тыс -- на зарплаты повару и воспитателям, еще 200 тыс отняла аренда палаток, снаряжения, различных игр и т.д. Примерно 200 тыс мы заплатили за трехмесячную аренду участка в 0,5 га. Остальное 'разлетелось' на транспортные расходы и т.п."
В нынешнем году "Посольский ветер" снова работает, но уже на другом участке -- подороже. "Появилось предложение арендовать территорию вместе с пляжем. Решили -- надо брать. Так безопаснее: никто на скутере не наедет, и конфликтов с 'местными' не будет, -- объясняет Мурашов. -- Еще из нововведений этого года -- профессиональный тренер по плаванию и повар, который не только готовит еду, но и обучает этому желающих". Выросшие расходы сказались на ценах -- в этом году путевка в лагерь стала на 3 тыс руб дороже. Большинство родителей цены не отпугнули -- в июне лагерь собрал 40 подопечных, в июле -- 45.
Мария Фаизова, газета "Дело"