Газета Дело

Любовь и голод. Кролики -- это не только ценный мех, но и 60% чистой прибыли в год, подсчитывают начинающие фермеры. А если без шуток, то кроличья ферма -- один из самых низкозатратных и быстроокупаемых проектов в продовольственном бизнесе

СВОЕ ДЕЛО

Любовь и голод

Когда в мае этого года известный предприниматель Олег Тиньков предложил в своем интернет-блоге на обсуждение бизнес-идею по созданию кроличьей фермы, мало кто отнесся к ней всерьез. Однако нашлись и те, кто замысел оценил: в сентябре пара предпринимателей отрапортовали о запуске кроличьих мини-производств. И автор идеи, и сами начинающие фермеры считают, что "кроличий" проект не требует больших затрат и быстро окупается. Прибыльно ли разводить кроликов в Иркутске, выяснял корреспондент газеты "Дело".

Бизнес по производству и продаже продовольственных товаров не без оснований считается одним из самых стабильных в мире. А одним из самых низкозатратных и быстроокупаемых стартапов в этом сегменте является создание кроличьей фермы, утверждает в своем блоге Олег Тиньков (производство продуктов питания, сеть ресторанов, банк). "Люди едят, поэтому первый бизнес, который я бы вам посоветовал, это разведение кроликов, -- пишет он. -- Вы будете смеяться, но кролик -- это самый быстрорастущий поедаемый зверь. Даже хрюшка растет медленнее. Кроличье мясо широко распространено во всех развитых странах, а у нас его встретишь не часто. Кроличья ферма стоит 'три копейки', а воспроизводят себя эти животные очень быстро, о чем мы знаем из анекдотов. Кстати, из кроликов и шапки можно делать -- вообще безотходное производство".

Однако критики проекта указывали как минимум на две трудности, которые могут свести на нет все очевидные его плюсы: российский потребитель "не приучен" к кроличьему мясу, такой спрос еще нужно сформировать. Кроме того, животные весьма подвержены болезням, которые нередко истребляют все поголовье. Предприниматель Александр из Нижнего Новгорода столкнулся как раз с этим: "Работники накормили кроликов мокрой травой, и те мгновенно заболели. Все поголовье вымерло за два дня. Они очень подвержены инфекциям. Чтобы все возобновить, нужно сделать очень серьезную санобработку, поменять вольеры, но гарантий, что это поможет, нет. Вакцинация, правильный уход снижают риск потери животных, но 100-процентной гарантии не дают", -- рассказывает предприниматель в блоге Тинькова.

Более удачный опыт по разведению пушистых зверьков оказался у предпринимателя из Подмосковья Сергея Храпченкова, взявшегося за создание кроличьей фермы этим летом как раз с подачи Олега Тинькова. На своей даче в 30 километрах от Москвы Храпченков переоборудовал гараж под мини-ферму. "Первоначальные затраты составили 200 тысяч рублей, -- рассказал он газете "Дело". -- Половина средств пошла на утепление гаража, около 80 тысяч рублей -- на клетки и сетки для оборудования вольеров, на остальные деньги закупил 10 кроликов". Строительство фермы началось в июне, сейчас его поголовье насчитывает 60 кроликов, утепление и монтаж клеток закончены, почти завершена установка автоматической системы канализации.

Предприниматель подсчитал, что рентабельность проекта составит 140%. "Себестоимость килограмма кроличьего мяса составит 250 рублей, продавать его я намерен по 600 руб/кг, -- делится Сергей. -- Своих кроликов я еще не продавал, но брал на реализацию кроличье мясо у дачников, выращивающих кролей для себя. 60 штук продал по 450 рублей за килограмм (филе) плюс некоторые с доставкой -- 100 рублей за заказ". Чтобы окупить начальные траты на проект, понадобится продать 400-500 кроликов, подсчитывает он. "Думаю, уже за год-полтора расходы удастся отбить, -- говорит собеседник газеты "Дело". -- К 4 месяцам кролик набирает необходимые 1,5 килограмма чистого мяса, на конец этого года запланированы первые продажи".

Продавать мясо Храпченков намерен как оптовым, так и конечным потребителям. "Осенью объедем московские рестораны, посмотрим, о каких объемах удастся договориться", -- сообщает он. Частных клиентов он планирует привлечь через интернет и через распространение рекламных буклетов по почтовым ящикам жителей Москвы. Так, в интернете будет создан сайт, на котором потенциальный клиент сможет подробнее узнать о ферме, о пользе кроличьего мяса и, конечно же, сделать заказ с доставкой на дом. Аналогичные заказы будут приниматься по телефону.

В Иркутской области корреспонденту газеты "Дело" производителей кроличьего мяса найти не удалось. Тем не менее, в регионе кролиководство имеет давние корни: специализированная ферма работала под Ангарском аж с 1948 года. Как рассказал предприниматель Юрий Рогалев, знакомый с владельцами производства, ферма являлась семейным бизнесом, пока новые наследники не решили дело закрыть. "Внукам это было попросту неинтересно, они все закрыли и уехали, -- рассказывает Рогалев. -- Сама ферма приносила в год 10-15% прибыли -- не самый рентабельный бизнес, при том, что производство было налажено, а численность поголовья достигала трехсот кроликов". "С другой стороны, -- продолжает Рогалев, сам ныне владелец свинофермы, -- ангарчане продавали мясо на местном рынке, а там 140% годовых не заработаешь. Если бы сумели наладить массовый сбыт, то рентабельность была бы выше".

Как оказалось, иркутские рестораны могли бы закупать кроличье мясо. Так, по крайней мере, ответили управляющие первых двух опрошенных ресторанов. Менеджер ресторана "Старина Фихтель" Татьяна Бочарникова: "Не по 500-600 рублей за килограмм, а по 400 [руб/кг] мы бы согласились. Думаю, что еще процентов 15% иркутских ресторанов подобное предложение может заинтересовать". Закупать кроличье мясо согласны и в ресторане "Senator". Управляющая рестораном Татьяна Изосимова посчитала закупочную цену в 500 рублей за килограмм филе приемлемой, но затруднилась оценить объемы закупок.

По словам Татьяна Бочарниковой, если ресторан заведет в меню пару блюд из кроличьего мяса, то поставщик может рассчитывать на заказ 2 кг мяса еженедельно. Или с учетом количества ресторанов в Иркутске -- на 70-80 кг в месяц. "Получается, на одних только ресторанах можно выйти на окупаемость проекта через 2-3 года, -- подсчитал Сергей Храпченков. -- Но рентабельность по сравнению с московской падает до 60-100%".

Предприниматель подчеркнул, что принципиально не желает связываться с розничными сетями, так как ожидает, что за присутствие товара на полках магазина придется платить, а это сильно скажется на его конечной цене. По словам Храпченкова, кроличье мясо нужно продвигать как экологически чистый продукт от местного производителя, для этого нужно выходить сразу на конечного потребителя. В иркутских сетях гипермаркетов "ОК" и "Цезарь" газете "Дело" подтвердили, что кроличье мясо не пользуется большим спросом. "Мы закупаем у оптовиков замороженное кроличье мясо, но берут его только в канун новогодних праздников и не так много, как хотелось бы, поэтому мы закупаем его в небольшом количестве", -- сообщил представитель магазина.

Рогалев согласен с тем, что спрос на кроличье мясо в регионе нужно еще формировать. В этом смысле свиноферма в Иркутске должна окупиться быстрее, чем кроличья, полагает он. Свое хозяйство он открывал несколько лет назад со стартовым капиталом в 80 тыс руб. "На все деньги закупил поросят. Вышло чуть больше 100 штук. Закупил поздней весной, когда стало более-менее тепло, поскольку никаких построек на земле не было: чистое поле осталось после обанкротившегося совхоза". Через 5-6 месяцев Рогалев получил первую прибыль. За 2008 год предприниматель реализовал мясо двух тысяч голов. "За год выручка составила 26 млн руб, чистая прибыль -- 15,8 млн руб", -- подсчитывает Рогалев. Самыми существенными затратами в том году стали расходы на дополнительные постройки, закупку кормов, молодняка, уточняет он. Были и большие потери -- около 100 животных погибло из-за болезней. "Таким образом, рентабельность составила около 60%", -- подытоживает фермер.

Его иркутский коллега Виктор, владелец небольшой свинофермы, создавал производство с капиталом 400 тыс руб, но у него рентабельность бизнеса ниже -- 40-50% в год, как он сам признается. Предприниматель открыл ферму только в прошлом году, кроме того, занимается ею не в полную силу, так как она не является его основным бизнесом.

В целом опрошенные предприниматели из числа фермеров соглашаются, что организация кроличьей фермы -- значительно менее затратное мероприятие, чем свиной, но и доход она будет приносить меньше. Как подсчитал директор СХПК "Усольский свинокомплекс" Илья Сумароков, создание свинофермы в регионе в сегодняшних условиях потребует от 300 тыс руб, создание кроличьей фермы -- от 100 тыс руб.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело