Газета Дело

"Упаковать" Байкал: как прошел летний сезон – итоги и выводы экспертов туротрасли

Осень – время подводить итоги летнего туристического сезона. Почему турбазы жаловались на падение загрузки? Чего ждет от Байкала «премиальный» турист? Каких отелей не хватает региону? Журналисты Газеты Дело послушали, о чем говорили на форуме «Интурмаркет. Байкал», опросили экспертов рынка и выбрали самые интересные факты и мнения.

Про итоги и тренды: «Турист переезжает в палатку»

По итогам летнего туристического сезона в Иркутской области сложилась парадоксальная ситуация. В то время как официальная статистика фиксирует рост общего числа гостей, туроператоры и отельеры жалуются на снижение спроса.

Согласно данным Росстата, за летний сезон Иркутскую область посетило около 880 тысяч туристов, что почти на 100 тысяч больше прошлогоднего. Однако, как отмечает Евгения Найденова, руководитель агентства по туризму Иркутской области, данные туроператоров не отражают этот рост.

– Меньше стало групп, больше индивидуальных гостей. Это люди, которые приезжают самостоятельно, бронируют отели, турбазы и сами посещают те или иные точки притяжения, – констатирует она.

Свою лепту в эту статистику вносит автотуризм: перелет до Иркутска – это значительная часть расходов путешественников, поэтому люди все чаще отправляются в отпуск на личных авто, а это тоже не предполагает обращения к турагентствам.

Параллельно набирает обороты так называемый «дикий», палаточный отдых. Как признает Вадим Копылов, заместитель председателя Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ), это тоже реакция на высокие цены:

– Цены на отдых на Байкале достаточно «кусачие». Люди сегодня начали экономить и экономить в первую очередь на услугах размещения, – уточняет он.

В ответ на дороговизну летнего отдыха сформировалась и новая тенденция – смещение части внутренних потоков на межсезонье.

– Однако предложения в межсезонье значительно ограничены и в части развлечений, и в части размещения: многие объекты начинают сворачиваться после летнего сезона, – отмечает Вадим Копылов.

Что касается загрузки отелей, то в Иркутске гостиницы отработали сезон весьма неплохо. Да, гораздо меньше стало группового бронирования, стало больше самостоятельных туристов; да, сократилась глубина бронирования, но в целом загрузка достигала 70% – это очень хороший показатель.

Про Ольхон: «Хужир похож на мини-Сочи»

А вот на Байкале отельеры заговорили о снижении потока: среди туристов падает интерес к Ольхону. Свою роль в этом, по мнению экспертов, сыграли совокупно несколько факторов. Для самостоятельных туристов – это проблемы с транспортом и паромом. Для организованных туристов, которые приезжают группами, – это падение привлекательности Ольхона как объекта показа.

– Ольхон развивается не в том направлении, в котором бы хотелось, – признал зампредседателя СБАТ. – Зачем люди едут на Байкал? Чтобы прикоснуться к природе, посмотреть на восходы-закаты, чтобы ощутить уединение. Но с определенного времени Ольхон уже не отвечает этим запросам – он стал похож на мини-Сочи: шумные вечеринки, бары, колесо обозрения. Развлечения сдвигаются в сторону урбанизированных. Это убивает Ольхон как природную достопримечательность.

Впрочем, далеко не все представители отельного бизнеса Ольхона согласны с этой позицией. Наталья Бенчарова, совладелица «Усадьбы Никиты Бенчарова», сообщает, что не почувствовала этим летом снижения загрузки своего отеля, равно как и не слышала претензий от отдыхающих, что Ольхон перестал быть достаточно диким:

– Туристы, напротив, стали более требовательны к комфорту, к окружающей среде: им нужны пешеходные дорожки и хорошие дороги, уличное освещение, хорошие кафе, интернет. Возможно, в этом и дело. Много лет турбазы на Ольхоне строились из принципа «сколько ни построй – все купят». Далеко не все владельцы думали над удобством, эстетикой, сервисом. И наступил момент насыщения, когда турист стал перебирать.  И туда, где неудобно, некрасиво, невкусно, где нет хорошего обслуживания, и при этом дорого, уже не хотят ехать.

Агентство по туризму, однако, признает, что сейчас Хужир не соответствует тем видовым характеристикам, этническим, культурным кодам, которые ассоциируются с Байкалом и Ольхоном. По словам Евгении Найденовой, власти региона создали рабочую группу по разработке облика Хужира и провели большое совещание с представителями отрасли, дизайнерами, проектировщиками, лесниками.

Про автотуризм: «Сегодня это не только эконом-сегмент»

По информации агентства по туризму Приангарья, по итогам летнего сезона в 2025 году из 880 тыс. туристов, побывавших в Иркутской области, около 300 тыс. человек приехали на автомобилях из других регионов.

Минэкономразвития РФ запустило специальную платформу – национальный туристический портал, на котором можно найти информацию о различных автомаршрутах в регионах России. Иркутская область уже подала пять маршрутов, два из которых, по словам Евгении Найденовой, официально закреплены за регионом:

– В том числе один из самых протяженных в России туристических маршрутов – длиной более 1700 км – от Листвянки до Усть-Кута. Мы, конечно, не могли обойти стороной тему 50-летия БАМа, так что часть маршрута – около 350 км – проходит вдоль Байкало-Амурской магистрали.

Задача маршрута – не просто показать путь, а отметить весь придорожный сервис и ключевые локации.

Потенциал региона для развития автотуризма отмечают и эксперты. Елена Пашкина, директор международной выставки караванеров и автопутешественников Caravanex (Коломна), считает, что Иркутской области необходимо работать над созданием инфраструктуры и упаковке турпродукта под запросы растущего и меняющегося рынка.

– Автотуризм сегодня – это не только про эконом-сегмент, – поясняет она. – Вырос спрос на премиальные решения. Живой пример: один из партнеров нашего фестиваля привез на Caravanex свой огромный автодом за 30 млн руб. И компания, которая сделала этот автодом, получила двух клиентов прямо на фестивале. Люди увидели и сказали: «Вау, мы хотим такое!» И это явно не те туристы, которые готовы сидеть в кемпингах без воды и удобств. Люди хотят путешествовать свободно, но комфортно.

Поэтому, уверена эксперт, инфраструктура сейчас должна быть рассчитана уже и на «дорогого» автотуриста, который требует совершенно другого уровня сервиса и иной «упаковки» продукта.

В то же время, полагает Елена Пашкина, у Прибайкалья может быть своя специфика с акцентом не на стандартные жилые прицепы, а на более мобильные решения, скажем, модульных автодомов на базе пикапов для сложных дорог региона.

Про MICE-туризм: «Иркутску недостает позиционирования»

Корпоративных запросов на мероприятия в регионе в последние два-три года становится все больше. Однако для развития MICE-туризма остаются препятствия.

– В числе ключевых чаще всего называют дефицит крупных современных площадок, способных принять события больше, чем на 500 человек. Еще одна – это логистика и дорогие авиабилеты. А также кадровый дефицит и отсутствие единого календаря MICE-мероприятий, – указывает Елена Кухта, PR-директор event-агентства «Аврора».

По ее мнению, в этот список можно отнести и отсутствие качественной «упаковки» продукта для корпоративной аудитории. Заказчики ждут интересного, концептуального предложения, которое бы, помимо деловых моментов, включало в себя и локальную гастрономию, и активности, и впечатления, и хороший сервис.

– А это требует синергии всех участников рынка, – говорит Елена.

К тому же о возможностях региона мало знают на федеральной арене. В том числе и потому, что у Иркутска нет своего узнаваемого профиля на карте MICЕ-мероприятий, как, скажем, у Новосибирска, который позиционирует себя как научная столица, или у Казани, где собираются конференции по инновациям, отмечает Арминэ Абрамян, директор компании «Исттрэвэл». По ее мнению, уникальной нишей для Иркутска могло бы стать экологическое направление – учебная, научная составляющая, в том числе международная, деловая ESG-повестка, считает она. Историческая, этнографическая тематика тоже хорошо собирает определенные сообщества людей.

– Это хорошая история как раз про имидж региона и про позиционирование. И это можно красиво, грамотно упаковать в хороший турпродукт, объединяющий культурно-этнографический туризм и деловые программы, – считает эксперт.

Хорошим заделом и для MICE-туризма может стать и автотуризм, считает Елена Пашкина. Это подтверждает пример Коломны - фестиваль Caravanex, который начинался как слет единомышленников, превратился в крупную выставку туриндустрии: согласно данным организаторов, в 2025 году свою продукцию представляли более 60 производителей автодомов и прицепов-караванеров не только из России, но и из-за рубежа.

Туризм, основанный на событиях (впрочем, как и любой другой) требует и соответствующей среды. Михаил Мальцев, директор по развитию туристического продукта Альянса отелей и клубов «RODINA», приводит опыт Самары, где во время подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года, выстраивали гостевые туристические маршруты.

– Для чего это нужно? Когда я в Иркутске выхожу из отеля «Родина», я хочу видеть благоустроенную территорию, дойти до 130 квартала пешком, не натыкаясь, сформулирую политкорректно, на объект не для показа. Гостевые туристические маршруты должны быть обозначены на генеральном плане города и должны иметь сквозное благоустройство, чтобы люди не натыкались на развалившийся дом или на пустырь, – поясняет он.

Про отели: «Не хватает гостиниц 4*»

По данным агентства по туризму Иркутской области, в регионе официально зарегистрировано около 480 объектов размещения. Однако потребность в новых гостиницах все еще остается.

– На прибайкальских территориях не хватает отелей с уровнем 4* и более. Гость стал более притязательный, он хочет получить полный комплекс услуг, хороший сервис, и зачастую его требования превышают уровень 3*, – констатирует Евгения Найденова.

Одним из решений стала программа льготного кредитования строительства крупных отелей, предусмотренная постановлением правительства РФ №141. Она распространяется на объекты площадью не менее 5 тысяч кв.м или не менее 120 номеров классом не ниже 3*.

Весной 2025 года, напоминает Евгения Найденова, пять проектов из Иркутской области стали победителями конкурсного отбора по программе льготного кредитования, который проводил Минэкономразвития России.

– Строительство пяти объектов от 120 номеров каждый будет реализовано в Иркутске, Байкальске и на территории Байкальского тракта. Это серьезные инвестиции, которые призваны закрыть существующий дефицит качественных отелей, – отметила глава агентства по туризму Иркутской области.

Общий объем инвестиций составит 856 млрд рублей, из которых субсидируемый кредитный портфель – 526,8 млрд рублей. Отели, три из которых будут соответствовать уровню 4*, а два – 5*, должны появиться до 2030 года.

– Мы также будем включаться в программу льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия – сейчас определяем подходящие здания, – добавляет Евгения Найденова.

О приоритетах: «Не забываем об альтернативных туристических локациях»

Иркутская область вошла в федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал» с проектом «Волшебный Байкал», который включает в себя две локации: «Байкальскую свободу» в районе Тальцов и особую экономическую зону в Байкальске. Но при этом продолжает развивать исторически сложившиеся туристические локации.

– Это Большое Голоустное – там как раз строятся модульные некапитальные отели, это Листвянка, это Ольхон – сейчас идет реконструкция дороги от Харанцов до Хужира. Объекты на ключевых туристических направлениях создаются. Федеральный проект звучит громче, но это не говорит о том, что мы забываем о наших локальных туристических территориях, – поясняет Евгения Найденова.

Агентство по туризму по-прежнему поддерживает муниципалитеты.

– Мы прекрасно понимаем, что не Байкалом единым может удивлять Иркутская область. У нас есть прекрасные города и поселки, в которых стоит побывать гостям, да и жителям нашего региона тоже, – резюмировала глава агентства.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело