Ветеринар из Братска Сергей Вяземский уже семь лет владеет собственной клиникой. Окупить первоначальные вложения врачу-предпринимателю удалось только через четыре года, хотя его коллеги в западной части страны возвращают вложенное спустя 2-3 года. По словам Вяземского, это вовсе не означает, что в регионе животных любят меньше – просто еще не сложилась культура пользования коммерческой ветеринарной помощью.
По словам Вяземского, существует три вида лечебниц для животных. «Служба вызова, кабинет и клиника, – перечисляет ветеринар. – При этом выезд врача на дом рентабельнее всего – офис и call-центр можно устроить в обычной квартире. Стоимость услуг доктора каждый устанавливает сам, но обычно это не меньше половины от всей суммы. Самый заманчивый вариант, конечно, но мне не подходит – настоящую помощь тут не окажешь, чтобы решать действительно сложные случае, нужен не только кабинет, но и операционная, процедурная..»
Вариант с клиникой – самый сложный и затратный. На открытие своей клиники – «Хвосты и усы» – Вяземскому понадобилось около миллиона рублей. «Самым сложным было найти подходящее помещение. Ведь по закону ветклиника должна располагаться в 50 метрах от жилых домов, а если в ней есть стационар – как в моем случае – то не ближе чем в 150 метрах от жилья, – объясняет Сергей. – В Братске подходящее помещение пришлось искать полгода. Зато аренда обошлась недорого – 40 тысяч рублей в месяц за 130 квадратных метров. Хотя в принципе можно было уложиться в площади поменьше: нужно разместить холл с регистратурой, кабинет приема, процедурную, операционную, ординаторскую, санузел и кабинет для диагностики – рентген или УЗИ. А тут у нас вышло аж два приемных кабинета и две операционные».
Внутреннюю отделку помещения, добавляет собеседник, контролирует ЦГСЭН. Стены в кабинетах, где ведется прием и лечение животных, от потолка до пола необходимо отделать моющимися материалами – например, кафелем или пластиковыми панелями. «Средняя стоимость ремонтных работ в нашем городе достигает 500 рублей за ‘квадрат’, не учитывая расходов на материалы. В целом у меня на ремонт ушло примерно 140 тысяч. Это, конечно, было бы слишком много для съемного помещения, если бы я не был на 100% уверен в моем арендодателе – помещение сдает мой давний друг», – замечает Вяземский.
На покупку оборудования и специальной мебели ушло чуть более 300 тысяч рублей. Здесь, по словам предпринимателя, спецтребований нет: из мебели он купил кресла для приемной, стойку и стул для администратора на ресепшене; в ординаторскую – стол, стулья, душевую кабину и холодильник; в кабинеты приема и процедурную – столы и стулья для врачей, по стулу для клиента и по столу для осмотра животных (8 тыс. руб), а также два шкафа для хранения медикаментов (4 тыс. руб каждый).
– Основное оборудование для операционной – операционный стол (50 тыс. руб), лампа (45 тыс. руб), два набора хирургических инструментов (по 12 тыс. руб каждый) и электрический стерилизатор (2 тыс. руб), – продолжает перечислять расходы Вяземский.
Поскольку в клинике есть операционные, ветеринару понадобилось купить еще и морозильную камеру для хранения биоотходов (еще 10 тыс. руб). «Когда камера заполняется, ее содержимое утилизируют, для этого мы заключаем договор на вывоз биоотходов, – рассказывает Сергей. – Мы вызываем машину три раза в год – каждый вызов обходится в 3 тыс. руб».
Самых больших инвестиций, по опыту Вяземского, требует диагностический кабинет – рентген, УЗИ, лаборатория. Правда, выбор пал на рентген – УЗИ выходит дороже. Рентген, по словам предпринимателя, обошелся ему в 200 тыс. руб. Но к этой сумме пришлось добавить проект кабинета, который должна выполнить лицензированная организация – клиника обязана согласовать его в Санэпиднадзоре и получить лицензию. «Конечно, мы могли не ‘заморачиваться’ и по договору отправлять своих пациентов на снимки к коллегам, имеющим рентген, – добавляет предприниматель. – Но после года таких скитаний приобрели свой аппарат – а то было много проблем: то откажутся переделать некачественный снимок, то работают не целый день – пациентам приходилось долго ждать.
Что касается ежемесячных расходов – на медикаменты требуется до 30 тыс. руб в месяц, на зарплату персонала еще 100 тысяч рублей. В клинике Вяземского работает три доктора и один администратор. «Нынешняя команда у нас сразу сложилась: я и мой друг-сокурсник Иван Лукинов уже имели стаж работы. Еще один доктор к нам пришел сразу после сельхозакадемии и первое время работал на повторных приемах, проводил несложные процедуры. Сейчас Александр в одиночку справляется со сложнейшими операциями. А моя племянница Алла уже седьмой год прекрасно работает на должности администратора, – делится Сергей. – В ближайшее время планируем перейти на круглосуточный режим работы. При этом, конечно, увеличим штат: понадобится еще 1-2 ветеринара и дополнительный администратор».
Сейчас клиника работает с 12 до 24 часов, но случается, что доктор приезжает по срочному звонку и во внеурочное время. «Такие вызовы в последнее время участились, и это говорит о том, что братчане стали более внимательно относиться к здоровью своих питомцев. Поэтому мы и планируем опробовать круглосуточный режим», – объясняет предприниматель.
Первые четыре месяца, по его словам, в клинику обращались от силы один-два пациента в будний день, в выходные — пять-шесть. К концу года число клиентов подросло до 10-15 в день: при этой посещаемости ветлечебница стала приносить Вяземскую первую прибыль. А спустя 4 года поток клиентов вышел на стабильные 30 пациентов ежедневно, и вложения в бизнес окупились полностью.
На сегодня самые востребованные услуги в клинике – консультации специалистов, кастрация котов, стерилизация кошек, прививки. Средний чек ветлечебницы составляет 500 рублей, максимальный – достигает 15 тысяч (сложные неоднократные операции). В конце первого года работы чистая прибыль клиники составила, по подсчетам ветеринара, примерно 50 тыс. руб, а еще через три года достигла 500 тыс. руб в месяц.
Никита Змановских, Газета Дело