Форелевая рыбалка на Ангаре – бывалым рыбакам такое и не снилось. Однако оказывается, форель – самая рентабельная рыба для рыбоводства в холодных водах Сибири. По плану иркутских предпринимателей Виталия Андриянова и Виктора Рахвалова их проект ООО НПО «Иркутская форель» должен окупиться уже в следующем году – через три года после старта. А свою первую прибыль – порядка 5 млн руб – ферма принесла заводчикам только в нынешнем году. Несмотря на не слишком впечатляющие для бывалых коммерсантов финансовые показатели, рыбоводство довольно перспективное занятие – год от года бизнес может стабильно удваивать обороты.
У друзей Виталия и Виктора рыбалка не единственное общее увлечение: познакомились коммерсант (доход от химчистки и прачечной Виталия до сих пор «питает» рыбный бизнес) и бывший работник МВД в конце 90-х годов на летном поле, где оба учились летать на парапланах.
Предприниматели часто бывали в Хакасии, где садковое разведение рыбы довольно распространено. «Тогда и подумали, почему бы не разводить рыбу на Ангаре, – вспоминает Рахвалов. – Тем более, конкуренция в этой нише пока нулевая. Есть бассейновое разведение рыбы в Ангарске, но там выращивают карпа – рыбу из совсем другой ценовой категории. Мало того, что форель – рыба «верхнего ценового сегмента» (400-450 рублей за килограмм), так ее свежую в регионе еще и не достать – хранится охлажденная рыба до 48 часов, доставка из ближайшей точки возможна минимум за 24 часа, но везти ее ради суточного нахождения на витрине ритейлерам невыгодно».
Еще один плюс – форель, в отличие от любой другой «дорогой» рыбы, неплохо растет в холодной Ангаре (например, карп при такой температуре набирает нужный вес в 2-3 кг за 3-4 года, форель – за 2-3). Поэтому первая полноценная рыбалка на ферме открылась только нынешним летом. «Год назад были килограммовые хвосты, но продавать их – мало выгоды. Так, проба была, – рассказывает Андриянов. – Зато в этом году на остров приезжало до 50 человек в один день. Одних привезешь, за вторыми ехать надо – мы едва справлялись. В следующем году надо кого-то нанимать хотя бы на привоз посетителей-покупателей на остров. Хотели еще летом это на аутсорсинг отдать – но лодочникам показалось неинтересным зарабатывать 250 рублей за каждую ‘ходку’ на остров и обратно».
Пока с рыбной фермой Виктор и Владимир справляются вдвоем (не считая сезонного наемного работника). «Я больше за организаторскую часть отвечаю, – рассказывает Рахвалов. – Хожу по инстанциям, ‘выбиваю’ разрешения. Нам, к примеру, довольно много сил пришлось приложить, чтобы доказать, что никакую ‘арендную плату за водные ресурсы’ мы платить не должны, поскольку не рыболовством занимаемся, а рыбоводством. Пришлось для этого до уровня московских чиновников дойти».
Биосоставляющей бизнеса – отбор икры, разведение мальков, кормление – занимается Виталий Андриянов. «Дороже всего обходится корм для рыб – эта статья расходов занимает больше половины всех наших трат. Считай, при нынешних объемах нужно до 250 кг корма в сутки на прокорм. При этом текущие объемы закупа корма невыгодны: сегодня мы закупаем 5-8 тонн корма в месяц, а хорошо бы сразу 2 фуры брать (20-30 тонн) напрямую с завода, тогда существенно сэкономить удастся», – признается Андриянов.
При текущих оборотах только стоимость корма на «выращивание одного килограмма форели» составляет больше 100 рублей. В целом на ферму предприниматели уже потратили 15 млн руб. Кроме закупа корма, траты шли на садки для рыбы, рыбоводное оборудование, инкубатор, аэролодку, которая необходима для того, чтобы добраться на остров.
Место под рыбное хозяйство предприниматели искали почти два года. «Надо было выбрать, чтобы и течение было подходящее, гидродинамика, определенные качественные и температурные составляющие воды в течении всего года и от города чтобы недалеко – много нюансов. Выбрали. 400 метров по воде – и ты практически в центре Иркутска. Хоть на пристани открывай палатку и торгуй рыбой, – мечтательно замечает Виталий, но тут же осекается:
– У нас и имеющихся-то объемов с трудом хватило на стихийный спрос – все сарафанное радио. К тому же с привозом покупателей на остров родилось второе сопутствующее направление – рекреационное: рыбу можно не просто купить, а предварительно ее поймать самому. А потом тут же ее и зажарить: мы на острове уже и мангалы, и беседки для таких отдыхающих поставили. Если 1,5-2 килограмма на человека купили – доставка и отдых на острове бесплатны. Народ уже и корпоративы ‘навострился’ тут проводить. Жены тут, пока мужики на рыбалке, успевают и с детьми отдохнуть, и рыбы наловить – да побольше, чем мужья. Дети – те вообще пищат от восторга: на острове же кролики расплодились. В прошлом году было около тридцати, в этом – уже за сотню».
Предыдущее выведение икринок в мальки Андриянов «провернул» прямо у себя дома. «Здесь пока нет нужных мощностей – на электрогенераторе да на солнечных батареях работаем. Первый инкубатор пришлось ставить в подвале дома. Оттуда – из Ершей – и вез мальков партиями на остров. Каждая поездка – риск: нужно уложиться в 20-30 минут. Попал в пробку – все. А ведь этих мальков из икры я полгода растил – вручную икру перебирал, нянчился серьезнее, чем с детьми, – объясняет Виталий и категорично добавляет: «В следующем году надо уже на острове инкубатор запускать». Эти вложения у предпринимателей уже запланированы: прежний не справляется с ростом объемов на будущий год. «Как только запустились, у нас было 2 тысячи хвостов, к концу первого года – 12, к концу второго – 25, – перечисляет Андриянов. – В следующем сезоне будет в два раза больше – около 50 тысяч».
Именно такие темпы роста – удваивание каждый год – прописаны в бизнес-плане предпринимателей: вплоть до пятого года работы фермы, когда объемы должны достичь 200-250 тысяч хвостов, и окупить все вложения в бизнес. «В принципе, если сейчас все имеющиеся хвосты продать – мы уже все вернем, – признаются фермеры. – Но летом всех крупных самцов уже выловили. В садках остались килограммовые и меньше – им еще подрасти нужно. И самки с икрой. К тому же мы не ставим целью поскорее все вложенное вернуть – сейчас у нас вся прибыль полностью идет на развитие бизнеса».
Строительство нового инкубатора, проведение электричества на остров – все эти необходимые для бизнеса процессы прошли бы куда быстрее, если бы предприниматели взяли кредит. «Однако банки неохотно рассматривают нас в качестве заемщиков – рыбоводство для Иркутска бизнес новый. К тому же отрасль, доход в которой строится на живых организмах… Хотя форс-мажоров при грамотном подходе в рыбоводстве вообще нет. Но убедить в этом кредиторов пока не получается. Вот в Калининграде, где эта ниша уже развита, к рыбным фермерам банки иначе относятся, – сетует Андриянов. – Есть, конечно, выход – застраховать бизнес. Но мы пока не встретили интересного предложения от страховщика».
Если все пойдет по плану, к концу пятого года работы фермеры снизят цену на свежую форель. «Хотелось бы сравнять ее хотя бы со стоимостью рыбы в Хакасии, где килограмм свежей форели стоит 320 рублей, – говорят предприниматели. – При объемах в 200-250 тысяч хвостов это сохранит текущую рентабельность бизнеса».
Никита Змановских, Газета Дело