Кто-то всегда мечтал открыть свое дело и целенаправленно к этому шел, а кого-то настолько увлекло его хобби, что он и сам не заметил, как стал зарабатывать на нем деньги. Так случилось и в жизни Светланы Мончик: ее любовь к рисованию материализовалась в собственной студии дизайна.
Как бороться с сезонностью бизнеса? Зачем дизайнеру своя школа? Как совмещаются в одном человеке творческий пыл художника и хладнокровный расчет руководителя? На эти и другие вопросы Газете Дело ответила Светлана Мончик – креативный директор студии дизайна интерьера и ландшафтного проектирования «Orange».
Не смогла жить по расписанию
Светлана с детства любила рисовать, и именно интерес к живописи стал основополагающим при выборе профессии – она поступила в ИрГТУ на архитектурный факультет. Сразу после получения диплома она работала учителем рисования в одной из школ Иркутска.
«Это был мой первый опыт работы, – вспоминает Светлана. – Тогда я преподавала шесть дней в неделю классам по 30 человек, не все из которых считали уроки живописи важными... Работа с детьми стала прекрасным опытом общения. Затем все свое внимание я направила на проектирование, стала работать на себя».
Не имея первоначального капитала, Светлана в 1994 году вышла на рынок дизайна интерьеров, открыла ИП и начала принимать первые заказы от частных клиентов.
Количество заказов год от года увеличивалось, дело пошло в гору... Светлана считает, что секрет ее успеха заключается в умении услышать запрос заказчика, понять его потребность, чему способствует большой опыт работы с цветом и красками в интерьере, что позволяет профессионально и, на первый взгляд, легко организовывать пространство.
«Мы особым образом относимся к цвету. Не только в дизайне, но и в повседневной жизни, – объясняет предпринимательница. – Мы применяем знания о том, какое влияние оказывают на нас те или иные цвета, и как при помощи цвета, фактур и освещения улучшить жизнь».
Светлана считает, что цвет имеет важное значение в нашей жизни, именно поэтому, выбирая название для арт-студии, она остановилась на слове «Orange».
«Orange – это оранжевый, – поясняет дизайнер. – В цветовом круге есть шесть цветов, которые могут быть и теплыми, и холодными, оранжевый же всегда теплый. Кроме того, он позитивный и привлекает внимание».
Школа для взрослых
Параллельно с дизайном интерьеров, приносившим неплохой доход, Светлана организовала курсы, которые со временем переросли в школу живописи для взрослых.
Сейчас это кажется обыденным, но в то время, в 2006 году, эта школа стала первой за Уралом. Детей живописи учили везде, а вот взрослым в этом удовольствии отказывали – выросли, раньше надо было. Что делать, если у зрелых людей есть и желание, и деньги? Учить – решила Светлана и не прогадала.
Хотя это было непросто. Денег на открытие школы катастрофически не хватало... зато было желание и умение вести переговоры. «Параллельно с открытием школы мы продолжали предоставлять дизайнерские услуги, – рассказывает Светлана, – так что часть затрат на школу (мебель, бумагу, кисти, наглядный материал) была оплачена за счет прибыли от дизайна интерьеров».
Вспоминая свой путь в бизнесе, Светлана сожалеет, что в свое время у нее не было первоначального капитала: «Очень тяжело начинать свое дело, не имея финансовых средств. Привлечение клиентов требует больших затрат, а денег на рекламу не было. ‘Сарафанное радио’ – это хороший информационный ресурс, но для бизнеса полезно запустить рекламу на радио, телевидении, баннерах...».
Сейчас, как и прежде, арт-студия «Orange» занимается проектированием дизайна интерьеров и продолжает прививать любовь к искусству. Светлана с улыбкой рассказывает о школе живописи, ее учениках и традициях.
«Порядка 1000 человек, жителей Иркутска и Шелехова, уже обучились на различных курсах в студии ‘Orange’. Каждая группа – это маленькая семья. Отмечая дни рождения, мы все вместе водим наш неповторимый хоровод. 8 марта, в наш любимый праздник, традиционно мы встречаемся с учениками всех лет, пишем натюрморты с цветами. В новогодние праздники обязательно проводим выставку живописных работ, которая сопровождается выступлением актеров и музыкантов».
Ландшафтный дизайн – оружие против сезонности
«Школа нам обходится в 120 тыс. рублей в месяц, – рассказывает Светлана. – В эту сумму заложены и арендная плата, и услуги банка, и заработная плата сотрудников с учетом сезонности, которая подразумевает каникулы в летний период, когда в школе занятия не проходят, а зарплату сотрудникам платить нужно. Именно из-за сезонности работы школы появилось еще одно направление деятельности – ландшафтный дизайн, у которого тоже существует своя сезонность – с середины мая до октября, как раз тогда, когда школа не работает».
Отличный способ спасти бизнес от сезонного застоя – открыть новое направление на это время года, как сделала Светлана. А если учесть, что в стратегию спасения бизнеса заложен еще и дизайн интерьера, не имеющий сезонности, можно получать прибыль круглый год и ни о чем не заботиться. Разве что о еще большей прибыли?!
«Бизнес у меня небольшой, – говорит Светлана, – доходы за месяц составляют 400-500 тыс. руб., а расходы – чуть более 300 тыс. руб.».
Бизнесу нужно развитие, поэтому главное, как считает предпринимательница, – бороться за потребителя, в том числе и умелым ведением ценовой политики.
«На рынке очень важно предлагать обоснованную стоимость услуги, – считает Светлана, – иначе заниженная цена приведет к мизерной прибыли, что абсолютно невыгодно, а завышенная цена убьет спрос».
Все прекрасно помнят кризис 2008 года. Он подкосил немало крупных бизнесменов, чего уж говорить о начинающих. Однако Светлане тот год запомнился как период расцвета школы живописи.
«Кризис был нам на руку, – делится она. – Оказалось, что в тяжелые времена люди чаще стараются найти способ улучшения эмоционального состояния. В борьбе с рутинностью и повседневными проблемами можно, например, взять кисть, встать за мольберт и начать творить».
Для начала – Пхукет
Светлана не стоит на месте, постоянно старается придумать что-то новенькое. Два года назад осуществилась еще одна ее идея, появилась новая ветвь бизнеса – школа садовника.
«Мы начали набирать группы и обучать профессии ‘садовник’ зимой 2012 года. Наши ученики и клиенты не только домохозяйки, занимающиеся саморазвитием, или собственники загородных участков, но и студенты ИрГСХА, углубляющие у нас знания, полученные в институте».
Следующим этапом должен стать ежегодный пленэр: «Мы планируем поездки небольшой группой в Таиланд, Болгарию, возможно, Италию для проведения пленэра. Смысл его в том, что участники познакомятся с местной архитектурой, культурой и природой, получат массу впечатлений... Результатом поездки станет написание картин всеми участниками».
Как совмещать творческое и управленческое начала? На этот вопрос Светлана отвечает с улыбкой: «Никак. Творческой личности сложно разбираться во всей этой бухгалтерской отчетности... Именно поэтому в коллективе, помимо профессиональных художников, архитекторов и дендролога, есть еще финансовый директор. А я – креативный директор нашей арт-студии. Руководить и творить одновременно сложно, – говорит Светлана, – нужны помощники. Важна команда».
Ольга Окружнова,
Газета Дело