«Бородач бородача видит издалека» – это даже не мода, а стиль жизни. Мало кто знает, но в Иркутске есть место, где борода в почете, где можно сделать «Королевское бритье», а потом выпить коктейль в приятной атмосфере с родственными по мировосприятию людьми. О первом иркутском барбершопе и особенностях концептуального бизнеса в регионе Газете Дело рассказал владелец Barbershop Gentleman's House и знаменитый бородач Иркутска Никита Федчишин.
«Хочешь быть избранным – плати!»
Идея создания собственного бара занимала мысли Никиты на протяжении 10 лет, пока он сам работал барменом, бар-менеджером и управляющим в разных заведениях города. «Как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом», – смеется наш герой. Замечая недостатки иркутских баров, Никита Федчишин мечтал, что в его баре все будет идеально: вкусные напитки и еда, ограниченный круг гостей и приятная расслабляющая атмосфера. «Мне всегда хотелось открыть бар формата speakeasy – который посещают только избранные гости, поддерживающие культуру бара. В первую очередь, коктейльную культуру», – делится Федчишин.
Никита рассказывает, что концепция формата speakeasy сформировалась на базе совершенно не относящихся к общепиту заведений – это были закрытые бары, основанные владельцами аптек, парикмахерских или магазинов. Во времена «сухого закона» в Америке они, чтобы немного заработать, приглашали в свои «подпольные» бары друзей – угоститься алкоголем и поиграть в азартные игры. Впоследствии это движение переросло в самостоятельные заведения, открытые не для всех, а только для узкого круга друзей, за счет которых они и существовали. «Одной из особенностей таких заведений были цены – несколько выше, чем в обычных барах, – рассказывает Никита. – Хочешь быть избранным – плати!».
Если Никита грезил только о баре, то его супруга следила за столичными веяниями – идея совместить приятное с полезным, а именно барбершоп и бар, возникла именно у нее.
«В столичных городах эта тенденция начала развиваться примерно 3-4 года назад. А совсем недавно мужские салоны стали открываться в Сибири и на Дальнем Востоке – в Омске, Красноярске, Екатеринбурге, – рассказывает владелец Gentleman's House. – Мы поняли, что если не мы, то кто-то другой обязательно подхватит эту идею».
Женщины на мужской территории
Изначально Никита Федчишин задумывался о покупке франшизы одного из столичных барбершопов. «Покупка франшизы обошлась бы примерно в миллион рублей. При этом никакого сопровождения у проекта нет – просто приезжают люди, дают тебе технологию и отправляют в ‘мир малого бизнеса’», – говорит Федчишин. Собственные же стартовые вложения, по расчетам Никиты, должны были «отбиться» за два года, что не так уж и долго. Поэтому будущий владелец иркутского барбершопа взялся за реализацию своей мечты сам.
Первым делом нужно было найти помещение, которое соответствовало бы всем требованиям, чтобы совместить две абсолютно разные зоны – парикмахерскую и бар, и находилось вдалеке от основных пешеходных потоков, чтобы в заведение гости приходили целенаправленно: формат speakeasy не предполагает «лишних» людей. Выбор пал на помещение в 240 кв.м на улице Декабрьских Событий, месячная аренда которого обошлась в 800 рублей за квадратный метр.
На ремонт арендованного помещения в два этажа – первый этаж и цоколь – ушло четыре месяца. Затем еще два – на то, чтобы собрать воедино все элементы дизайна, оборудования, инвентаря. «Первые сложности возникли при поиске оборудования и мебели, – вспоминает Федчишин. – В Иркутске очень ограниченный выбор и, в основном, все рассчитано на массовость. А если ты хочешь найти что-то необычное или просто отличаться от других, придется затратить много усилий». Оказалось, что некоторые вещи выгоднее привезти из-за рубежа, нежели заказать в городе. «Например – мебель, поскольку местные фабрики либо не умеют делать что-то необычное, либо просто не берутся за индивидуальные заказы».
Второй проблемой, с которой столкнулся Никита, стал поиск мастеров-барберов. По его задумке, в Gentleman's House работать должны были исключительно мужчины, но найти мастеров-мужчин в Иркутске оказалось не так-то просто. «Тогда мы решили отбросить все стереотипы и приняли на работу женщин-барберов. И нисколько не пожалели об этом», – говорит Федчишин.
Сейчас в барбершопе работают четыре мастера и три бармена. «Не могу сказать, что мы на 100% создали именно ту команду, с которой будем работать всегда. Были у нас и ошибки, и смена персонала, но на данный момент я на 80% уверен в своих людях», – говорит Никита Федчишин. А совсем недавно к иркутским барберам в гости приехал мастер из Омска, которого очень заинтересовал перспективный салон. «Он у нас проработал три недели, и теперь подумывает остаться еще», – говорит Никита.
«Королевское бритье»
Основная услуга всех барбершопов – «Королевское бритье», бритье опасной бритвой. Однако сейчас оно отличается от того, что было раньше: классическая опасная бритва представляет собой складное лезвие с ручкой, которое требует заточки. В современных салонах для мужчин используют одноразовые лезвия, индивидуальные для каждого клиента. «Это бритье ‘начисто’, которое удаляет всю щетину и оставляет мужское лицо гладким надолго», – поясняет владелец барбершопа. Стоимость такой услуги – 900 рублей. Вообще цены в Gentleman's House достаточно демократичны в сравнении с другими барбершопами: стрижка – 1000 рублей, оформление бороды – 500 рублей.
В салоне всего два кресла, поэтому в день возможно принять не более 20 человек, но иногда мастерам приходиться задерживаться. «Есть мужчины, которые каждую неделю посещают наш салон, чтобы поддерживать в порядке свою прическу и бороду». Такие клиенты со временем «требуют» чего-то нового, поэтому недавно в Gentleman's House стали оказывать еще и услуги мужского маникюра. Также в барбершопе продается косметическая продукция для мужчин (средства по уходу за усами и бородой, бриолины и ваксы) и аксессуары (дизайнерские деревянные очки и бабочки).
Если парикмахерская – это мужская территория, то в баре все немного проще: его могут посещать не только мужчины, но и женщины.
«Поначалу у многих гостей было опасение, что привести с собой девушку в бар нельзя, но мы объяснили, что правило ‘мужского пространства’ работает исключительно в салоне», – говорит Федчишин. Основной особенностью бара являются напитки, которые готовятся барменом самостоятельно. В основном это настойки и наливки с использованием сибирских ингредиентов. «Конечно, мы не используем перегонные аппараты, – смеется Никита, – мы просто берем сертифицированный алкоголь и добавляем в него сибирские ягоды, орехи, фрукты и специи». Средний чек в Gentleman's House составляет 1500 рублей на человека, а количество гостей зависит от дня недели: в будни в заведение приходит не очень много гостей, а вот в выходные – до 150 человек.
«Конечно, сейчас бОльшую прибыль приносит бар, - говорит Никита Федчишин. – Салон рассчитан на сегмент ‘выше среднего’, поэтому не все могут себе позволить его посетить. В баре же цены ниже». Принося больше прибыли, бар требует и бОльших затрат: в месяц на зарплаты сотрудникам владелец Gentleman's House тратит 23% от выручки, на закупку необходимых продуктов и алкоголя – 25%, а траты на аренду помещения зависят от сезона и варьируется от 10% до 25%.
Ольга Бузова, Вера Полозкова, Мирна Клейтон…
За короткое время бар стал достаточно популярен среди иркутян, но при этом уходить от концепции speakeasy владельцы не хотят. «Когда мы открывали заведение, у нас был четкий ‘портрет клиента’: активный человек с твердой жизненной позицией, интересный, интеллектуально развитый и, конечно, с определенным уровнем достатка. ‘Портрет’ и реальность совпали на 100%», – делится Федчишин.
Своих гостей Gentleman's House развлекает концертами джазовых музыкантов, мастер-классами по мужскому стилю, комедийным «Борода-шоу» и спикер-клубом «Иркутск говорит».
Благодаря партнерству с известным иркутским концертным агентством, в Gentleman's House уже побывали столичные и зарубежные знаменитости: телеведущая Ольга Бузова, поэтесса Вера Полозкова, музыкальная группа «Brainstorm», джазовая певица Мирна Клейтон и солист группы «5’nizza» Андрей Запорожец. «Звезды часто приезжают к нам, чтобы отдохнуть и перекусить после концерта. У нас для них есть отдельное уединенное место, где им очень комфортно», – рассказывает Никита. Порой приятная атмосфера настолько расслабляет зарубежных гостей, что они выходят на сцену: «Недавно у нас в гостях была американская джазистка Мишель Уокер, которая исполнила для нас несколько своих песен».
«Пройти путь от бармена до владельца»
Теперь, когда бывший бармен Никита Федчишин стал владельцем бара, он нечасто стоит за барной стойкой. «Теперь я больше времени провожу в зале: нужно со всеми поздороваться, поговорить с каждым гостем», – говорит наш герой. Однако и в этом предприниматель находит плюс: за стойкой многого не увидишь, а в зале все недочеты заведения видны «как на ладони», поэтому можно быстро отреагировать и все исправить.
На вопрос «Возможно ли, что мода на барбершопы пройдет?» Никита уверенно отвечает: «Мы же сибиряки, наших мужчин от холодов только борода и спасает. А если серьезно, то нужно будет просто успеть вовремя перестроиться, тогда ‘не прогоришь’».
Открыть концептуальный бизнес в Иркутске просто, считает Никита, нужно лишь найти свою нишу и изучить ее, пройти весь путь, что называется, «с самого низа», как это было с ним.
Кристина Дунина,
Газета Дело