Многие собственники коттеджей и дач под Иркутском с удивлением узнали: их участки находятся на землях лесного фонда, и государство хочет вернуть свою землю себе. Проблема возникла из-за противоречия сведений ЕГРН и Государственного лесного реестра. Как складывается судебная практика? Что делать, если пришла повестка в суд? Как проверить новый участок при покупке? Рассказывает юрист Адвокатского бюро «Владимир Рябенко и партнеры» Дмитрий Непокрытов.
1. Как возникла проблема?
В результате кадастрового учета земель лесного фонда в 2013-2015 годах были выявлены многочисленные участки, фактически расположенные на «лесных» землях, но зарегистрированные с иной категорией. В Иркутском районе на территории земель лесного фонда оказались не только садоводства, но и земли населенных пунктов (например, Ново-Грудинино).
Иными словами, информация публичной кадастровой карты и данные «лесных карт», которыми пользовалось Агентство лесного хозяйства в своей работе, не совпали, и государство решило истребовать свои федеральные земли. Тысячи иркутян получили повестки в суд. На начало 2016 года количество исков доходило до пяти тысяч.
2. Почему под дачи выделялась «лесная» земля?
В большинстве случаев никто попросту не знал, что в «лесных картах» те или иные участки были отнесены к землям лесного фонда. Публичная кадастровая карта и Единый государственный реестр прав (ЕГРП) содержат сведения о категориях земель, что вполне позволяло выделять земли под ведение сельского или дачно-садоводческого хозяйства.
Участки под садоводства выделялись еще в советские времена (мое садоводство, например, существует с 1989 года – и оно полностью попало в «лесную» зону). Позднее председатели делали «допотводы» – в соответствии с законом, через постановления местных администраций. Законность некоторых таких постановлений оспаривается сейчас в судах. Всем известно, например, громкое дело о ДНТ «Мечта».
3. Как складывается судебная практика?
По-разному. Но в большинстве случаев суды встают на сторону граждан. Например, в моем садоводстве 92 участка. По 30 удалось отсудиться и отстоять участки. Как правило, Росимущество, которое выступает истцом в суде, не «связывается» с участками в тех садоводствах, где уже сложилась судебная практика в пользу собственников участков.
Конечно, стопроцентную гарантию по такой категории споров давать сложно, но если мы видим положительную тенденцию по судебным решениям, можем с большой долей вероятности сказать: человек – вне опасности.
4. Что делать, если участок изъяли?
Такие случаи в Иркутском районе тоже есть. В Новой Лисихе, например, участок изъяли в пользу Российской Федерации. Но на участке уже есть дом, он в собственности, более того – под ипотекой. За чей счет сносить строение? Собственник не станет уничтожать свой дом, бюджетных средств на все подобные объекты попросту не хватит.
Сейчас обсуждается законопроект о «лесной амнистии», который должен урегулировать проблему пересечения границ земельных участков в ЕГРН с участками лесного реестра и придать лесным поселкам статус населенных пунктов. Возможно, закон будет иметь обратную силу – тогда у тех, кто уже лишился участков, будет возможность пересмотреть решение суда.
5. Чем может помочь юрист?
Во-первых, провести экспертизу приобретаемого участка. Мы практикуем взаимодействие с Министерством лесного комплекса Иркутской области и можем оперативно получить достоверную информацию о том, находится данный земельный участок в зоне лесного фонда или нет.
Читайте также:
Во-вторых, если «проблемный» участок уже куплен, но гражданин еще не успел ничего на нем построить, юрист может помочь вернуть деньги. Механизм защиты нарушенного права, позволяющий получить возмещение, существует.
В-третьих, представлять интересы гражданина в суде, если он уже получил повестку. В суд обязательно нужно идти – но подготовленным, со знанием дела. Помощь юриста, специализирующегося в лесном праве, повысит шансы на положительный исход дела.
Адвокатское бюро «Владимир Рябенко и партнеры»
Адрес: г.Иркутск, мкр. Ершовский, 26А, офис 402
Тел.: 8 (3952) 550-666. Сайт: riabenko.ru