Очень часто разговор о внешнеэкономической деятельности начинается с перечисления рисков: штрафы, доначисления, административная и даже уголовная ответственность. Но мало кто говорит о главном: как выстроить процесс так, чтобы этих рисков избежать. Руководитель направления ВЭД компании «ВС Консалт» Елена Развозжаева предлагает именно такой подход – превентивный и системный. «Наша задача – сделать так, чтобы у таможни и налоговой не возникало вопросов, а у бизнеса – проблем, чтобы грузы проходили границу без задержек, а сделки с иностранными контрагентами были прозрачными и предсказуемыми», – поясняет она. Как этого добиться, Елена рассказала нашему изданию.
«Риски есть везде, если не изучать законодательство»
Елена, действительно ли внешнеэкономическая деятельность влечет за собой огромные риски?
– Риски есть везде, проблемы могут возникнуть в любой сфере, если не изучать законодательство или обращаться к специалистам, которые знакомы с предметом весьма поверхностно. Даже при, казалось бы, простой покупке квартиры или дачного участка можно столкнуться с проблемами: неразделенная собственность супругов, «скрытые» наследники, проблемы с обременениями или кредитной историей.
В ВЭД просто ставки выше, потому что компании оперируют не мелкими партиями, а крупными поставками. Никто не повезет три килограмма автохимии – минимум три контейнера.
Внешнеэкономическая деятельность – очень «законоемкая» отрасль, с огромным массивом нормативных актов. Знать все детали невозможно, но крайне важно понимать логику правового процесса и видеть взаимосвязи.
Поэтому при планировании импорта или экспорта необходимо не только понимать, что именно вы ввозите или вывозите и в каких объемах, но и быть уверенным, что документы оформлены безупречно. Лучшее решение – работать с опытным юристом по ВЭД, который возьмет на себя проверку контрагента, подготовку контракта и сопровождение сделки до полного таможенного оформления. Именно такой подход мы практикуем в «ВС Консалт».
«Контракт нужно писать под конкретную поставку»
То есть самое разумное, обратиться за консультацией еще до составления контракта?
– Именно так. Представьте: вы побывали на международной выставке, нашли бизнес-партнера из Китая, готовы закупить товар и ввезти его в Россию. Часто зарубежные контрагенты предлагают свои типовые контракты, ориентированные на законодательство их страны. Российскому бизнесу важно, чтобы контракт соответствовал и российским нормам, и требованиям таможенного и налогового законодательства.
К тому же, от того, как составлен контракт, насколько в нем учтены все нюансы, часто зависит не только защита интересов компании, но и скорость прохождения таможни, а также размер платежей. Скажем, вы ввозите асфальтовый завод. Это два десятка контейнеров различных узлов, деталей, комплектующих. Можно все это растаможивать по отдельности – за одно платить 5%, за другое – 15% таможенной пошлины... Сложно, долго, дорого. А можно заранее проработать техническую документацию, корректно описать товар, оформить контракт так, чтобы все 20 контейнеров считались единым заводом, исключить расхождения между документами. Возможно, будет полезно получить предварительное классификационное решение ФТС России. И тогда оформление на таможне займет считанные часы, платежи будут заранее просчитаны и прозрачны для всех сторон – включая надзорные органы.
В моей практике был крупный проект с одним из ведущих производителей пластиков в стране: мы импортировали целые производственные линии из Турции и Китая, и благодаря правильной проработке документов ни одного вопроса со стороны таможни не возникло.
«От того, как прописаны условия оплаты в контракте, зависит сумма таможенных пошлин»
Одним из чувствительных вопросов для участников ВЭД остаются трансграничные платежи. Сейчас предприниматели все чаще прибегают к агентской схеме: переводят средства за товар через посредника в третьей стране. Насколько это законно?
– Сейчас это обычная посредническая услуга. Не секрет, что некоторые китайские компании предпочитают не работать напрямую с российскими партнерами из-за риска вторичных санкций. В результате появляются посредники – платежные агенты, которые за определенный процент принимают платежи от одной стороны и переводят их другой. Чаще всего такие услуги предоставляют компании из Казахстана, Турции, Узбекистана, ОАЭ.
Ключевой вопрос: как правильно оформить такую сделку? Включать агентское вознаграждение в таможенную стоимость товара или нет? Иногда речь идет об очень серьезных суммах, а значит, и солидных таможенных платежах. Сегодня уже есть судебная практика и разъяснения по этому вопросу, но мы в «ВС Консалт» рекомендуем подстраховаться на этапе заключения договора, «зашив» в контракт проверенные формулировки.
Например, мы прописывали, что агентское вознаграждение не является частью цены товара и не выплачивается продавцу, а представляет собой вознаграждение платежному агенту и подлежит уплате исключительно ему, за услуги, связанные с техническим обеспечением перевода оплаты за товар.
Елена, вы отметили, что неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности остается логистика. На что «ВС Консалт» советует обращать внимание предпринимателям?
– Если вы не забираете груз сами, а пользуетесь услугами логистической компании, то, как и везде, нужно тщательно прорабатывать условия контракта: сроки оказания услуг, перевозки, требования к описанию характеристик перевозимого товара и упаковки, порядок проверки груза на соответствие заявленному в декларации. Иначе можно столкнуться с абсурдной ситуацией: в декларации указана тушенка, а отправитель отгрузил зеленый горошек – формально это уже квалифицируется как недостоверное декларирование. А если речь идет о значительном объеме или стоимости товаров, – то и как контрабанда.
От выбранных условий поставки напрямую зависит формирование таможенной стоимости. Скажем, если цена товара включает доставку до порта Владивостока, то в нее будут включены стоимость товара, фрахт и услуги экспедиторов – и дополнительных документов, как правило, не требуется. Если цена указана на условиях самовывоза от продавца, то к контракту купли-продажи мы прикладываем отдельный договор с экспедиторской компанией, чтобы подтвердить дополнительные расходы и корректно заявить таможенную стоимость.
«Экспорт тоже требует внимательности к формальностям»
Мы говорили про импорт, но ведь немало иркутских предпринимателей экспортируют свою продукцию за рубеж...
– ... И здесь важно помнить, что экспорт находится под пристальным вниманием не только таможенных, но и налоговых органов. Дело в том, что НДС на экспортируемые товары и услуги рассчитывается по ставке 0%. А поскольку этот налог является одним из ключевых источников федерального бюджета, то налоговые органы крайне внимательно проверяют документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки.
Если пренебречь этим вопросом или допустить ошибку, бизнес будет обязан уплатить в бюджет 20% НДС, а также штрафы и пени. Это может обернуться существенными финансовыми потерями, поэтому к подготовке документов для подтверждения экспорта нужно относиться максимально ответственно.
«Споры можно минимизировать, если тщательно готовить документы»
Как часто приходится спорить с таможенниками в суде? И в чью пользу складывается судебная практика?
– Самая массовая категория судебных споров – это корректировка таможенной стоимости. Таможенная стоимость – это база для расчета всех обязательных таможенных платежей, поступающих в бюджет. Следовательно, это – прямая зона интересов государства.
Их исход зависит от того, насколько корректно оформлены условия сделки и определена стоимость товара, насколько они соответствуют требованиям российского законодательства. Существует шесть методов определения таможенной стоимости. Наиболее предпочтительный для участников ВЭД – по цене сделки с ввозимыми товарами. Компания заявляет фактическую цену товара и должна подтвердить ее документально. Если документы полные и непротиворечивые, таможня принимает указанную стоимость. Но, если в документах есть неточности, сведения расходятся либо отсутствуют, таможенные органы вправе определить таможенную стоимость самостоятельно.
В 100% случаев такая корректировка происходит в сторону увеличения. В результате увеличиваются и таможенные платежи – вы рассчитывали на одну сумму, а приходится платить гораздо большую. Кроме финансовых потерь, возникают сопутствующие риски: досмотры, простои, затраты на склад.
У меня накоплен большой опыт по таким спорам. Не могу сказать, что выигрывала 100% дел, но около 98 % решений были в пользу моих клиентов. Но для меня главное не просто выиграть спор, а сделать так, чтобы подобных проблем вообще не возникало.
Один из главных страхов предпринимателей – это споры об изменении классификационного кода товара. Неверно выбрал код – и столкнулся с доначислениями, штрафами и задержками на таможне.
– Это действительно тяжелые споры. Но их достаточно легко предотвратить – для этого законодательством предусмотрена возможность получения предварительного классификационного решения (ПКР). Это официальное заключение таможенного органа о присвоении определенному товару конкретной классификационной позиции в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). При его наличии таможенные органы, проверяющие декларацию на товары, обязаны применять именно этот код.
В «ВС Консалт» мы рекомендуем начинать работу с получения такого решения, особенно в случаях планируемой поставки технологического оборудования, состоящего из многих компонентов, либо в случаях, когда планируются большие объемы поставок товаров определенных номенклатур – это экономит время, деньги и снижает риск неожиданностей на этапе таможенного оформления.
Елена, главный вопрос: как «ВС Консалт» может помочь предпринимателям, которые занимаются или планируют заниматься ВЭД, но не могут позволить себе штат собственных высококлассных юристов?
– Мы развиваем практику превентивного сопровождения внешнеэкономических сделок. В нее входит аудит контрактов, проверка контрагентов и выстраивание всей схемы ВЭД – будь то импорт, экспорт или поставка сложного оборудования. Наша цель – чтобы все документы были «чистыми» и не вызывали вопросов ни у таможни, ни у налоговых органов.
Для бизнеса это значит меньше штрафов и блокировок, понятные сроки и суммы платежей, меньше неожиданностей и рисков.
Кроме того, мы строим сотрудничество с партнерами, которые могут взять на себя финансовое сопровождение сделок, включая проведение платежей. Клиент получает комплексное решение – от контракта до прохождения таможни – и может быть уверен, что процесс пройдет спокойно и предсказуемо. Таким образом, мы можем предложить клиенту полный спектр услуг по ВЭД, причем не только в Иркутске, но и по всей России.
Наша цель – чтобы бизнес не тратил время на споры и исправление ошибок, а спокойно развивался, зная, что юридическая часть полностью под контролем профессионалов.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ:
Читайте также:
Елена Дмитриевна Развозжаева – юрист с более чем 30-летним опытом. Начинала карьеру в таможенных органах ФТС России, затем более 16 лет возглавляла юридические отделы крупных компаний — участников внешнеэкономической деятельности. В ее профессиональном портфолио проекты федерального уровня, включая структуры «Росатома», сопровождение контрактов на десятки и сотни миллионов рублей, работа с ведущими трейдерами промышленной химии и производителями пластиков, а также с таможенными представителями.
https://t.me/vsconsult_irkutsk




SIA.RU: Главное