Фотошкола "на пленэре"
Студия Иркутского фотоцентра открылась в буквальном смысле с нуля. Ее организатор -- фотограф Владимир Щеглов -- признается, что первое время занимался со своими учениками... прямо на улице. Рентабельной школа стала после первого же месяца работы: оказалось, желающих освоить фотодело в нашем городе достаточно. К тому же на первоначальном этапе удалось обойтись минимальными затратами. Тем не менее, для того, чтобы выйти на текущую доходность -- 130 тыс руб чистой прибыли ежемесячно -- предпринимателю понадобилось три года.
Три года назад фотограф Владимир Щеглов покинул "хлебное место" штатного фотографа в питерском глянцевом журнале и вернулся в родной Иркутск открывать собственную школу фотографии. "Деньги у меня были -- что-то около 400 тысяч рублей: удалось скопить за 3 года работы в северной столице, -- вспоминает Щеглов. -- Но самое интересное, что первоначальный капитал даже не понадобился: авансовых платежей моих первых трех учеников было достаточно для покупки каких-то расходников и печати фотографий. Долгое время работал без всякого офиса. Имеющейся личной аппаратуры (четыре фотоаппарата со сменными объективами, вспышки и т.д.) хватало, чтобы обеспечить тех учеников, у кого не было своей фототехники".
На родину Владимир возвращался без особой надежды найти сопоставимую по питерским доходам работу. "Я, конечно, не рассчитывал, что в Иркутске для фотографа много работы. Но то, насколько ее мало, меня, честно говоря, потрясло, -- признается Щеглов. -- Сначала даже думал, что профессию придется менять. Однако старые друзья, знакомые с моими работами, уговорили попробовать открыть свою школу. Одна из подруг даже вызвалась быть моим первым учеником и привела еще двух начинающих фотографов".
Первые полгода учитель собирал фотолюбителей "на пленэре", а попросту говоря на улице. Эти практические занятия "на свежем воздухе" и сейчас занимают 80% учебного времени. Однако теперь Щеглов арендует еще и небольшую студию в центре города. "Наличие постоянного места, стационарного телефона и прочих атрибутов полноценной, пусть и маленькой фирмы увеличивает доверие со стороны клиентов. Мало кто согласен платить 10 тысяч рублей в месяц человеку, с которым знакомится на трамвайной остановке. Пусть даже он автор очень профессионально сделанных фотографий, востребованных в сети или модном 'глянце'", -- рассуждает фотограф.
Аренда помещения, по его словам, обходится сравнительно недорого -- около 20 тысяч рублей в месяц. Дешевизна студии объясняется тем, что это не деловая недвижимость, а трехкомнатная квартира. "В этом смысле работа фотографа не требует соблюдения каких-то особых условий -- первый этаж и выход на центральную улицу мне не нужны. А соседям мы не мешаем", -- рассказывает Щеглов.
Первые ученики Владимира платили 6 тысяч рублей в месяц за почти ежедневные двухчасовые уроки. "Я был так счастлив, что удается заниматься любимым делом, что готов был учить за еду и кров. В первые три месяца от жадности к работе набрал сразу десяток учеников, с каждым возился по 2-3 часа в день или через день. Через год чуть не 'сгорел' на работе, -- делится Щеглов. -- Потом пришло понимание, что нужен баланс между работой и отдыхом".
В конце 2009 года Владимир нанял в помощь еще двух преподавателей фотодела. Один из них -- ученик Щеглова. Второй -- бывший коллега, также переехавший из Санкт-Петербурга. "У преподавателей есть оклад и ставка, которая зависит от количества часов, посвященных ученикам. В среднем каждый из нас получает около 25 тысяч рублей в месяц", -- уточняет преподаватель студии Андрей Боков. Расходы на зарплату составляют примерно половину всех затрат студии, добавляет Щеглов: "Остальная половина -- это затраты на аренду (20 тыс. руб) и обновление оборудования, а также рекламу (в общей сложности 30 тыс. руб). Но в последнее время все большие суммы уходят на налоги, которые выросли в два раза -- вместо 180 тысяч [рублей] мы ежегодно отдаем в казну государства почти 400".
За первый год на рекламу Щеглов не потратил ни копейки -- работало "сарафанное радио", которое стабильно обеспечивало студию 15-17 учениками ежемесячно. "Затем приехал Боков. С появлением второго преподавателя нам понадобилось больше учеников. Причем сразу на 5-8 клиентов в месяц больше, -- рассказывает Щеглов. -- Так быстро друзья друзей клиентов не приведут. И мы обратились в рекламные агентства -- решили сразу 'бомбить' по всем видам СМИ: телевидение, интернет, почтовый спам, печать и радио". Самый быстрый эффект, по наблюдениям фотографа, принесла реклама на интернет-площадках: студия размещала рекламные баннеры на форумах фотолюбителей и в онлайн-магазинах, продающих фототовары.
Лучшие рекламные площадки директор школы запомнил, но впоследствии к ним редко прибегал: "Иногда в конце осени или в самом начале зимы средний уровень посещаемости в школе вдруг просядет -- тогда пару баннеров ставим, а на регулярной основе не размещаемся. Смысла нет. И так месяц от месяца учеников становится на пару человек больше". Некоторые из них посещают занятия дольше обычного, поясняет Щеглов: не пару месяцев, а по полгода, к примеру. Сейчас в фотошколе ежемесячно обучается порядка 25-30 учеников.
Примечательно, что некоторые ученики вынуждены брать кредит на обучение. "Бывает, оформляют потребительские займы на 30-40 тысяч [рублей]. Ведь параллельно многим новичкам нужен еще и фотоаппарат. Стоимость приличной фототехники начинается от 15 тысяч рублей, а предела совершенству здесь просто нет, -- поясняет Щеглов. -- Такие траты сильно превышают уровень средних зарплат в Иркутске. Вот и приходится влезать в долги".
Наблюдая прирост фотолюбителей, Владимир вздыхает, что через 3-4 месяца придется брать в школу еще одного преподавателя. "Почему меня это печалит? Растут обороты, растет и все остальное -- нужно будет искать место попросторнее, переезжать. И кто знает, как скоро мы найдем подходящего человека: тут спешить нельзя, у школы особый микроклимат, который мы очень бережем, -- говорит фотограф. -- Наверное, я совсем не предприниматель: нет во мне этой потребности -- больше, быстрее".
Тем не менее, как отмечают участники рынка, работать в фотобизнесе с каждым годом становится все сложнее. "Слишком выросла конкуренция. Три года назад школ было не больше 7, сейчас их число приближается к 50", -- комментирует владелец фотосалона "ФотоPro" Алексей Воробьев.
Время от времени ученики Щеглова участвуют в конкурсах фотографии и нередко занимают призовые места. "Мы даже отвели под призы и дипломы стену в одной из комнат. Половина стеллажа уже заставлена, и это при том, что часть наград ученики еще и дома хранят", -- гордится преподаватель.
Сейчас заветной мечтой Щеглова стала организация выставочного центра, где можно было бы проводить регулярные фотовыставки, аукционы. "Но для этого нам нужно свое помещение. Иркутские галереи не согласны работать за ту сумму, что будет выручена за входные билеты, или за процент от реализованных фотографий. Видимо, считают нас недостаточно раскрученной школой или сомневаются в том, что иркутян заинтересует творчество местных фотографов, -- сетует владелец студии. -- Мы даже подумываем, а не взять ли нам небольшое помещение под галерею в кредит".