Посмотрите, кто пришел
Накануне Нового года принято подводить итоги, радоваться успехам, вспоминать про неудачи -- чтобы не повторять совершенные промахи в будущем. "Что вы считаете своей главной ошибкой в уходящем году?" и "Какой совет вы дали бы тем, кто только начинает свой путь в бизнес?" -- с такими вопросами мы обратились к предпринимателям, ставшим героями рубрики "Свое дело".
Бизнес-консультант и совладелец деревообрабатывающей компании "Дом твоей мечты" Владимир Семенов говорит, что иногда "кривое" воплощение убивает "непрогораемые" в теории проекты. По его опыту, самой распространенной и при этом фатальной ошибкой начинающих бизнесменов является легкомысленное отношение к требованиям контролирующих госорганов, особенно налоговой службы.
Собеседник приводит один из самых ярких примеров в своей практике: мой клиент как-то занялся жилищным строительством в микрорайоне Радужный, успешно довел стройку до конца и распродал квартиры, упустив из виду тот факт, что с денег, полученных от реализации жилья, компания должна уплатить повышенный НДС в 20%. Учитывая маржу застройщика в 30%, компания едва осталась в плюсе. По словам Семенова, предприниматели знают о необходимости платить налоги и сборы, но довольно часто сознательно пренебрегают этим.
Другие аналитики считают, что самая большая ошибка на старте -- неправильные приоритеты: "Кто-то слишком долго оттачивает детали проекта вместо того, чтобы действовать. А кто-то бросается на амбразуру, толком не составив бизнес-плана".
1. Неотлаженная схема работы с клиентами
Владимир Семенов, совладелец ООО "Дом твоей мечты" (деревообработка и строительство малоэтажного жилья). История бизнеса описана в газете "Дело" N11 от 04.06.2010г.
Казалось бы, сам консультирую начинающих коммерсантов, но и в собственном деле без ошибок не обошлось. Мы много времени уделили вопросам взаимодействия внутри компании, а вот о схеме работы с партнерами и клиентами напрочь забыли. Не было готовых ответов на вопросы, как вести себя, если партнер не выполняет договоренности или клиент не платит.
И сбой не заставил себя ждать. Наш первый крупный заказчик внес задаток за строительство коттеджа, а потом перестал платить. Договор с клиентом мы не заключили. Я предложил партнеру приостановить работу над объектом и переключиться на выполнение другого заказа. Однако тот убедил меня, что пауза приведет к потере времени. В итоге мы продолжили строительство и затратили еще 40 кубов леса, хотя могли остановиться на 20 кубах. Потеряли еще два месяца, а заказ до сих пор не оплачен.
Совет: Заранее продумывать тактику работы с партнерами, клиентами. Чтобы четко представлять себе, как действовать, если кто-то из них не исполняет договоренности.
2. Заемный первоначальный капитал
Николай Лаптев, совладелец ООО "Изумрудный город" (деревянное домостроение). История бизнеса описана в газете "Дело" N22 от 27.11.2010г.
Если бы была возможность начать дело заново, я отказался бы от запуска бизнеса на заемные средства. На первоначальный капитал мы взяли кредит под 20% годовых сроком на два года. В результате все это время мы работали на банк: буквально 100% заработанного приходилось отдавать на погашение кредита. Сейчас мы впервые вздохнули свободно, доходы наконец-то остаются у нас.
Мы слишком хотели быстро развиваться -- сразу и намного увеличить обороты. Когда поняли, что кредитору приходится отдавать все заработанное, было уже поздно. И при этом нельзя сказать, что в момент принятия решения у нас не было выбора. Мы, к примеру, могли найти соинвестора. В этом случае мы получали бы часть дохода с первой же сделки. Но, конечно, меньше, чем каждый из нас имеет сегодня, так как приходилось бы делиться с партнерами.
Совет: Всегда просчитывать все варианты, не хвататься за первый пришедший в голову. На несколько лет вперед продумать, к чему приведет выбор того или иного пути. И реально оценивать свои возможности.
3. Недостаточное изучение спроса
Андрей Бородин, директор ООО "Московские игрушки" (торговля развивающими игрушками). История бизнеса описана в газете "Дело" N16 от 03.10.2010г.
Самой большой нашей ошибкой было слабое знание рынка. Надо было не просто прописать бизнес-план, который бы красиво отображался в цифрах, но также детально изучить спрос, чтобы учесть клиентские предпочтения при формировании ассортимент товара. А еще нужно было понять, что думают о нашем продукте, как его оценивают, готовы ли за него платить и сколько. К примеру, наши развивающие игрушки "на ура" приняли сотрудники детских центров и садов. Зато родители -- основные наши покупатели -- предпочитали развлекательные игрушки, выполняющие "отвлекающую" функцию. Ассортимент мы изменили только когда наши продажи упали на 50%.
Совет: Как только идея бизнеса появилась, проверьте ее востребованность у потенциальных клиентов. Постарайтесь узнать мнение представителей основных групп потребителей. Попробуйте определить, какая доля в вашем обороте будет приходиться на тот или иной вид товара и кто будет его покупателем. Из этого и исходите при первых закупках. Но не полагайтесь слепо на предварительные подсчеты -- как правило, рынок корректирует теоретические выкладки.
4. Избыточный сервис
Михаил Чистяков, директор фирмы "Уборка". История бизнеса описана в газете "Дело" N21 от 12.11.2010г.
Мы сразу подготовили несколько вариантов обслуживания -- сухая и влажная уборка, жесткий и гибкий график работы, включили дополнительные сервисы -- чистка хрупких вещей и редких металлов. На деле больше всего заказов приходится на быструю уборку в офисах и влажную уборку в квартирах. Однако на начальную и, как выяснилось, бесполезную подготовку мы потратили много времени и денег: наняли слишком большой штат работников, закупили технику, которая так и не пригодилась.
Совет: На начальном этапе старайтесь предложить те товары или услуги, которые займут основную долю в обороте. Не пытайтесь сразу предлагать весь возможный ассортимент. Конечно, этот совет неприменим, когда разнообразие -- единственное конкурентное преимущество.
Стартап -- это всегда непросто. И если ты впервые начинаешь собственное дело -- без ошибок не обойтись. Однако встречаются счастливые исключения, когда практическое воплощение бизнес-плана проходит гладко.
5. Все хорошо
Михаил Бельченко, директор ООО "Сиб-Бель-Прод" (производство сухариков "Кусарики"). История бизнеса описана в газете "Дело" N18 от 01.10.2010г.
У меня все сложилось идеально. Была бы возможность начать все сначала, я ничего бы не менял. Да, чтобы подготовить текущий бизнес-сценарий, мне пару месяцев пришлось 24 часа в сутки вникать в новую для меня отрасль. Но я не считаю, что чересчур углубился -- любое новое знание о моем производстве, которое я еще не применил, может пригодиться на следующем повороте.