СВОЕ ДЕЛО
Эх, прокачу!
Ангарский предприниматель создал бюро автопроката, услуги которого обходятся клиентам порой дешевле, чем такси
Чтобы открыть первую в Ангарске фирму по прокату автомобилей, пять лет назад предпринимателю Виктору Селезневу понадобился кредит в размере 150 тыс руб на приобретение первой машины и полтора года на то, чтобы окупить затраты. Сегодня он владеет парком из 8 легковых автомашин и 2 автобусов. Бизнес приносит Селезневу до 80 тыс руб прибыли в месяц.
Идея открыть в Ангарске автопрокат созрела у Виктора Селезнева еще в начале 2000-х, когда он работал в службе такси. Ангарчанин обратил внимание на то, что клиенты часто интересуются возможностью аренды автомобиля без водителя. Отчетливо такой спрос возрастал летом, во время отпусков. "Компания с такой морокой связываться не хотела, а я взял на заметку", -- говорит он.
Но приступить к реализации проекта Селезневу удалось только в 2005 году. Он зарегистрировал ИП и взял кредит в размере 150 тыс руб на покупку первой машины. Пятилетняя Corolla предназначалась для сдачи в прокат, а на своей старой машинке Селезнев продолжал зарабатывать извозом.
"Тогда я установил самый минимальный тариф, который только мог себе позволить -- 800 рублей в сутки", -- рассказывает он. Но этого хватило, чтобы погасить кредит досрочно -- за полтора года. "Брал, кстати, именно автокредит, -- вспоминает он. -- Потому что ставка была ниже, чем по потребительскому". О том, что по условиям автокредита пришлось покупать полисы и ОСАГО, и каско, не жалеет -- вскоре один из клиентов попал в аварию. "С тех пор все машины страхую 'по полной'", -- говорит Селезнев.
Через два года после покупки первой машины удалось заработать на вторую. Сдавая в аренду уже две машины, он стал зарабатывать "чистыми" до 20 тыс руб в месяц. Тариф к тому времени повысился до 1 тыс руб/сутки. "После того, как погасил кредит, все вырученные от проката деньги направлял строго в бизнес -- на покупку новых машин, -- говорит предприниматель. -- Когда купил третью, проблема сезонности такого бизнеса стала очевидна. Иногда машины простаивали, и тогда я нанимал таксистов для обычного извоза".
Селезнев говорит, что авто арендуют, как правило, летом -- в период отпусков, меньше весной и осенью. Зимой спрос почти нулевой. Чтобы не зависеть от сезонного фактора, он нашел дополнительные возможности в своей нише. "В то время одна ангарская компания, занимавшаяся пассажиро-перевозками по маршруту Ангарск-Иркутск, набирала в аренду автобусы. Я подсчитал, что если буду сдавать им автобус за 40 тысяч рублей в месяц, то отобью затраты на его покупку менее, чем за год. Так я купил автобус", -- рассказывает Виктор.
Сейчас в автопарке предпринимателя 8 легковых машин и 2 автобуса. В зависимости от сезона они приносят ему от 30 до 80 тысяч руб прибыли в месяц. Селезнев считает, что ему повезло со временем открытия: "В 2005 году доходы людей росли, и многие считали, что арендовать машину удобнее и дешевле, чем тратиться на обслуживание собственной". В кризис он тоже без клиентов не остался: "Для многих это теперь дешевле, чем такси". Но снизить тарифы ему все же пришлось. В конце 2008-го "минималка" в автопарке Селезнева снизилась с полутора до одной тысячи рублей в сутки. "Это десять поездок на такси. А для некоторых, между прочим, и обслуживание собственной машины выходит дороже", -- уверен он.
Тарифы с тех пор так и не повышались: самое дешевое авто -- Toyota Camry сдается по ставке 1 тыс руб/сутки, самое дорогое -- BMW 745 по 2 тыс руб/сутки. Автобусы Hyundai Aerotown Селезнев сдает по 1,5 тыс руб/сутки каждый. В залог арендаторы легковушек оставляют паспорт или сумму двойного тарифа. Клиенты также оплачивают бензин и мойку машины после эксплуатации.
"Постоянным клиентам делаю скидки. Например, тем, кто арендует машину сразу на месяц-два -- до 50%, -- рассказывает Селезнев. -- Вообще делаю скидку при любой длительной аренде -- даже на неделю. Так клиенты чаще возвращаются".
В необходимости рекламы Селезнева убедила жена: "Я долго сопротивлялся, но она настояла: теперь каждый месяц у нас реклама в бегущей строке на местном телеканале, радиоролик в самый сезон запускаем, ну и объявления в газетах регулярно печатаем". По оценке Селезнева, именно активная реклама позволяет компании не только удержать прежний объем клиентов, но и привлечь новых, несмотря на появление конкурентов.
Сейчас на рекламу уходит не более 5% от чистой прибыли. Немного уходит у Селезнева и на техобслуживание. Он тратится только на запчасти, поскольку ремонтирует машины сам, имея образование автомеханика. Повезло ангарчанину и со стоянкой -- все машины стоят в гараже у друзей, за который он платит символическую сумму и иногда ремонтирует их машины.
В иркутском агентстве аренды автомобилей "Два бриллианта" оценили ангарского предпринимателя как сверхудачливого: "Со 150 тысячами рублей на этот рынок не заходят. Парню просто повезло, что он так удачно раскрутился. Возможно, дело действительно во времени -- когда у людей резко увеличиваются доходы, они легко воспринимают новую довольно дорогую услугу".
В целом иркутские игроки удивились довольно низким ставкам Селезнева. "При отсутствии такого количества конкурентов, как в Иркутске, тарифы можно было бы и поднять -- по крайней мере, до 1,5 тыс руб/сутки, -- считают в автопрокатной фирме "Грейс". По словам иркутских предпринимателей, в столице Приангарья рынок автопроката зародился на несколько лет раньше, и конкуренция сейчас на нем очень высока. "Поэтому некорректно сравнивать автопарк Селезнева и наш, -- считают в 'Двух бриллиантах'. -- По иркутским меркам он едва дотягивает до среднего, а вот по ангарским может и самым крупным считаться".
Планы на будущее у Селезнева такие: наращивать долю на рынке, увеличивая автопарк. "Если у него в Ангарске действительно карт-бланш такой, пусть пользуется этим и расширяет направление бизнеса -- хотя бы за счет элитного сегмента", -- предлагает управляющий "Двух бриллиантов" Андрей Шевцов.