Газета Дело

Ангарский предприниматель создал бюро автопроката, услуги которого обходятся клиентам порой дешевле, чем такси

СВОЕ ДЕЛО

Эх, прокачу!

Ангарский предприниматель создал бюро автопроката, услуги которого обходятся клиентам порой дешевле, чем такси

Чтобы открыть первую в Ангарске фирму по прокату автомобилей, пять лет назад предпринимателю Виктору Селезневу понадобился кредит в размере 150 тыс руб на приобретение первой машины и полтора года на то, чтобы окупить затраты. Сегодня он владеет парком из 8 легковых автомашин и 2 автобусов. Бизнес приносит Селезневу до 80 тыс руб прибыли в месяц.

Идея открыть в Ангарске автопрокат созрела у Виктора Селезнева еще в начале 2000-х, когда он работал в службе такси. Ангарчанин обратил внимание на то, что клиенты часто интересуются возможностью аренды автомобиля без водителя. Отчетливо такой спрос возрастал летом, во время отпусков. "Компания с такой морокой связываться не хотела, а я взял на заметку", -- говорит он.

Но приступить к реализации проекта Селезневу удалось только в 2005 году. Он зарегистрировал ИП и взял кредит в размере 150 тыс руб на покупку первой машины. Пятилетняя Corolla предназначалась для сдачи в прокат, а на своей старой машинке Селезнев продолжал зарабатывать извозом.

"Тогда я установил самый минимальный тариф, который только мог себе позволить -- 800 рублей в сутки", -- рассказывает он. Но этого хватило, чтобы погасить кредит досрочно -- за полтора года. "Брал, кстати, именно автокредит, -- вспоминает он. -- Потому что ставка была ниже, чем по потребительскому". О том, что по условиям автокредита пришлось покупать полисы и ОСАГО, и каско, не жалеет -- вскоре один из клиентов попал в аварию. "С тех пор все машины страхую 'по полной'", -- говорит Селезнев.

Через два года после покупки первой машины удалось заработать на вторую. Сдавая в аренду уже две машины, он стал зарабатывать "чистыми" до 20 тыс руб в месяц. Тариф к тому времени повысился до 1 тыс руб/сутки. "После того, как погасил кредит, все вырученные от проката деньги направлял строго в бизнес -- на покупку новых машин, -- говорит предприниматель. -- Когда купил третью, проблема сезонности такого бизнеса стала очевидна. Иногда машины простаивали, и тогда я нанимал таксистов для обычного извоза".

Селезнев говорит, что авто арендуют, как правило, летом -- в период отпусков, меньше весной и осенью. Зимой спрос почти нулевой. Чтобы не зависеть от сезонного фактора, он нашел дополнительные возможности в своей нише. "В то время одна ангарская компания, занимавшаяся пассажиро-перевозками по маршруту Ангарск-Иркутск, набирала в аренду автобусы. Я подсчитал, что если буду сдавать им автобус за 40 тысяч рублей в месяц, то отобью затраты на его покупку менее, чем за год. Так я купил автобус", -- рассказывает Виктор.

Сейчас в автопарке предпринимателя 8 легковых машин и 2 автобуса. В зависимости от сезона они приносят ему от 30 до 80 тысяч руб прибыли в месяц. Селезнев считает, что ему повезло со временем открытия: "В 2005 году доходы людей росли, и многие считали, что арендовать машину удобнее и дешевле, чем тратиться на обслуживание собственной". В кризис он тоже без клиентов не остался: "Для многих это теперь дешевле, чем такси". Но снизить тарифы ему все же пришлось. В конце 2008-го "минималка" в автопарке Селезнева снизилась с полутора до одной тысячи рублей в сутки. "Это десять поездок на такси. А для некоторых, между прочим, и обслуживание собственной машины выходит дороже", -- уверен он.

Тарифы с тех пор так и не повышались: самое дешевое авто -- Toyota Camry сдается по ставке 1 тыс руб/сутки, самое дорогое -- BMW 745 по 2 тыс руб/сутки. Автобусы Hyundai Aerotown Селезнев сдает по 1,5 тыс руб/сутки каждый. В залог арендаторы легковушек оставляют паспорт или сумму двойного тарифа. Клиенты также оплачивают бензин и мойку машины после эксплуатации.

"Постоянным клиентам делаю скидки. Например, тем, кто арендует машину сразу на месяц-два -- до 50%, -- рассказывает Селезнев. -- Вообще делаю скидку при любой длительной аренде -- даже на неделю. Так клиенты чаще возвращаются".

В необходимости рекламы Селезнева убедила жена: "Я долго сопротивлялся, но она настояла: теперь каждый месяц у нас реклама в бегущей строке на местном телеканале, радиоролик в самый сезон запускаем, ну и объявления в газетах регулярно печатаем". По оценке Селезнева, именно активная реклама позволяет компании не только удержать прежний объем клиентов, но и привлечь новых, несмотря на появление конкурентов.

Сейчас на рекламу уходит не более 5% от чистой прибыли. Немного уходит у Селезнева и на техобслуживание. Он тратится только на запчасти, поскольку ремонтирует машины сам, имея образование автомеханика. Повезло ангарчанину и со стоянкой -- все машины стоят в гараже у друзей, за который он платит символическую сумму и иногда ремонтирует их машины.

В иркутском агентстве аренды автомобилей "Два бриллианта" оценили ангарского предпринимателя как сверхудачливого: "Со 150 тысячами рублей на этот рынок не заходят. Парню просто повезло, что он так удачно раскрутился. Возможно, дело действительно во времени -- когда у людей резко увеличиваются доходы, они легко воспринимают новую довольно дорогую услугу".

В целом иркутские игроки удивились довольно низким ставкам Селезнева. "При отсутствии такого количества конкурентов, как в Иркутске, тарифы можно было бы и поднять -- по крайней мере, до 1,5 тыс руб/сутки, -- считают в автопрокатной фирме "Грейс". По словам иркутских предпринимателей, в столице Приангарья рынок автопроката зародился на несколько лет раньше, и конкуренция сейчас на нем очень высока. "Поэтому некорректно сравнивать автопарк Селезнева и наш, -- считают в 'Двух бриллиантах'. -- По иркутским меркам он едва дотягивает до среднего, а вот по ангарским может и самым крупным считаться".

Планы на будущее у Селезнева такие: наращивать долю на рынке, увеличивая автопарк. "Если у него в Ангарске действительно карт-бланш такой, пусть пользуется этим и расширяет направление бизнеса -- хотя бы за счет элитного сегмента", -- предлагает управляющий "Двух бриллиантов" Андрей Шевцов. 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело