Газета Дело

«Победитель получает всё». Как успеть за технологиями и не упустить будущее

Существует только один способ предсказать будущее – это создать его, считают в Сбербанке. По словам председателя Байкальского банка Сбербанка Рушана Сахбиева, технологии искусственного интеллекта – это уже не будущее, а настоящее как для людей, так и для бизнеса. Возможности и перспективы ИИ обсудили в Иркутске на конференции «Будущее & AI. Быть или…».

«ИИ – это наше настоящее»

«Добро пожаловать в будущее!» – такими словами открылась конференция Сбербанка, посвященная искусственному интеллекту. Впрочем, как отметил в приветственном слове председатель Байкальского банка Рушан Сахбиев, ИИ – это уже не будущее, а настоящее. Технологии искусственного интеллекта стремительно развиваются, во многом меняя жизнь людей и компаний.

– Не секрет, что в России развитие технологий ИИ началось во многом именно с подачи Сбербанка, – отметил Рушан. – У нас огромная клиентская база, 108 млн физических лиц. Если брать электронные каналы взаимодействия, то это более 80 млн уникальных посещений в приложениях Сбербанка. Колоссальный массив информации. Не применять методы, относящиеся к ИИ, было бы неверно.

Использование новых технологий помогло и в настройке внутренних процессов, позволило высвобождать ресурс и экономить. Рушан поделился, что в 1995 году, когда он работал заместителем главного бухгалтера в Сбербанке, 70% отделения составляли бухгалтеры.

– Мне говорили: «Что ты хочешь? Банк – это же и есть бухгалтерия». Я в это свято верил.

Но времена меняются, научно-технический прогресс продолжается. Если бы для выполнения того объема операций, что мы имеем в банке сегодня, использовались технологии десятилетней давности, то численность штата в Сбере должна была быть в 10 раз больше. Два с лишним миллиона человек! Да, то, что мы с вами обсуждаем на конференции, не относится напрямую к банковским и финансовым продуктам. Но это совершенно точно – часть компетенции, которая находится на самом острие современного тренда – того, как будет развиваться мир.

«Потом может быть поздно»

Сбер сегодня активно развивает собственные AI-сервисы, такие как GigaChat и Kandinsky. Они постоянно совершенствуются, насыщаются новыми функциями для пользователей. По словам Рушана Сахбиева, эти сервисы вполне успешно могут применяться и другими компаниями. 

– Сложно представить последствия технологического прорыва, те возможности, которые в ближайшие пять лет мы получим от технологий ИИ, – продолжил Рушан Сахбиев. – Но мы совершенно точно уверены в том, что победитель получает всё. Те компании, которые первыми научатся правильно использовать системы, большие языковые модели, искусственный интеллект, получат очевидное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто занял выжидательную позицию. Потом может быть уже поздно.

На конференции «Будущее & AI. Быть или…» речь шла не только о технологиях и продуктах, но и о людях, которые принимают участие в цифровой трансформации, ведь без вовлеченности команды очень сложно продвигать и внедрять новое.

– Люди, как правило, очень сильно противятся изменениям, потому что это требует от них дополнительных усилий, связанных с обучением, – рассказал Рушан. – Важно, чтобы в компании были продвинутые собственники, продвинутые айтишники. Кто такой цифровой лидер? Как работать с командой, как вовлечь ее в специфику цифровых изменений, как сделать амбассадорами этого процесса? Вот вопросы, которые сегодня выходят на передний план.

«Всё зависит от руководителя»

Успешные примеры «цифрового лидерства» в Иркутской области уже есть: многие предприниматели успешно внедряют новые технологии в свою деятельность. То, что раньше казалось фантастикой, сегодня – реальность бизнеса, рассказала управляющий Иркутским отделением Сбербанка Юлия Кальвина.

– Технологии ИИ позволяют гораздо быстрее решать производственные задачи, связанные со снижением трудозатрат, с ростом производительности. Примеров использования искусственного интеллекта в Иркутской области уже много. Например, коллектив компании «Тимбермаш Байкал» прошел обучение принципам Agile, сегодня там реализуется порядка 10 проектов с применением ИИ. «Сервико» сейчас тестирует искусственный интеллект, то, как он работает на прогнозирование спроса и логистики. Всё зависит от руководителя, от его решения, потому что коллектив нужно настроить на изменения.

Юлия Кальвина добавила, что Сбербанк активно взаимодействует и с органами власти. В прошлом году, например, прошла большая дизайн-сессия с правительством Иркутской области. Было разработано 25 направлений, где можно использовать ИИ. Создана лаборатория искусственного интеллекта на базе ИрНИТУ. Он станет рабочей площадкой, где будут решаться вопросы не только для органов власти, но и для бизнеса.

«Мы на пороге цифровой трансформации»

Заместитель министра цифрового развития и связи Иркутской области Владимир Лойчиц в свою очередь напомнил, что Сбербанк и правительство региона в конце прошлого года подписали Соглашение о сотрудничестве, чтобы вместе развивать технологии AI.

– Мы подписали меморандум, тем самым присоединились к кодексу этики искусственного интеллекта, который носит международных характер. Нашему министерству всего три года. Всё это время мы переводили данные в электронный вид, оцифровывали госуслуги, прорабатывали различные сервисы. И сейчас мы на пороге того, что многие регионы уже прошли, построив региональные системы управления данными. Перед нами теперь глобальная задача – построить эту экосистему, собрать накопленные данные, систематизировать их.

Для этой работы, по словам Владимира, как раз и пригодится искусственный интеллект. Первые шаги уже сделаны. Например, в прошлом году в центре телефонного обслуживания МФЦ области был внедрен голосовой помощник на основе ИИ.

– Он связан с автоматизированной информационной системой предоставления государственных и муниципальных услуг региона. Мы постарались наделить его эмоциональным искусственным интеллектом. В этом году такой же помощник появился в Едином контакт-центре правительства области. Уверен, что Сбер станет нашим главным помощником в развитии и внедрении технологий ИИ.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Будущее & AI. Быть или… Возможности и перспективы ИИ обсудили в Иркутске на конференции Сбера":
Все материалы сюжета (6)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело