Газета Дело

Сергей Каменецкий, магазины подарков «Экспедиция»: "Не бойтесь менять свою жизнь. Вернуться назад никогда не поздно"

Брелки, футболки с оптимистичными надписями, товары для пикников, туристические стулья, палатки и даже вместительные чумы, с которыми будет тепло и комфортно путешествовать зимой – все это можно приобрести в магазинах подарков «Экспедиция». О том, как развивалась сеть магазинов в нашем регионе, с какими трудностями пришлось столкнуться, владелец франшизы Сергей Каменецкий рассказал Газете Дело.

«Для меня это болото: начальник, будильник, понедельник»

«Кому-то в жизни важна так называемая стабильность. Для меня это болото: начальник, будильник, понедельник, каждый день одно и то же, 40 лет по 40 часов в неделю, а потом – пенсия, которая и семидесяти процентов от зарплаты не составляет. Меня все это испугало», – рассказывает Каменецкий.

Бизнесом наш герой, связист и радиоинженер по образованию, начал заниматься в начале девяностых – из стремления изменить свою жизнь к лучшему. Сначала это был кооператив, в котором Каменецкий вместе с друзьями производили стенды, демонстрирующие различные технологические процессы, конструировали электронные «максикалькуляторы» для школ – они вешались у доски, чтобы старшеклассники могли выполнять инженерные расчеты. «Через полгода таким образом каждый из нас заработал по 15 тысяч рублей – огромные деньги: в те времена новая машина стоила 5 тысяч рублей», – вспоминает бизнесмен.

«Франшиза снижает риски»

Об «Экспедиции» Сергей Каменецкий узнал совершенно случайно – от младшей сестры, работавшей в автомобильном издании «Автомаркет плюс спорт». Журнал освещал различные автомобильные события, и гонка «Экспедиции», проходившая через Иркутск в 2006 году, не стала исключением. Вскоре сестра сообщила Сергею, что есть возможность оформить франшизу магазинов подарков «Экспедиция».

«Многие как делают – придумают сами что-то, не зная, будет спрос или нет, и прогорают, – рассуждает бизнесмен. – Франшиза снижает риски: по стране уже порядка двухсот магазинов, значит, этот бизнес работает». Чтобы убедиться в успешности своей идеи, Сергей с сестрой поехали в Новосибирск и посетили уже работавший там магазин подарков «Экспедиция», познакомились с владельцами, которые показали им заведение, рассказали о его работе. После этой поездки сомнений не осталось.

«Мы поняли, что эта ниша в Иркутске пустует, и написали письмо франчайзерам, – рассказывает Каменецкий. – Конечно, писали не мы одни, предложений было много, но мы нашли на тот момент самое лучшее место – павильон на 27 квадратных метров (1,5 тысячи рублей за квадрат) в торговом центре ‘Фортуна-Гранд’, оно понравилось приехавшим в Иркутск франчайзерам: первый этаж, вход со стороны Автограда, большой поток людей. Нам дали добро».

Ни первоначального взноса, ни роялти (ежемесячных отчислений в счет франчайзера) франшиза «Экспедиции» не потребовала. «Этот факт нас, конечно, порадовал и обнадежил, – делится Каменецкий. – Было лишь одно обязательство – покупать товар только у поставщика, у ‘Экспедиции’». Свободных денег на закупку товара у Сергея не было. Но была квартира, доставшаяся по наследству от отца. Ее было решено продать и вложить деньги в бизнес. «Конечно, это был риск, потому что дело могло и не пойти», – рассуждает Каменецкий. 

На регистрацию франшизы, по словам бизнесмена, ушло меньше месяца. В марте 2007 года документы были оформлены, а уже в мае «Экспедиция» открыла свои двери покупателям. Этому событию, конечно, предшествовала большая подготовка – ремонт, покупка товара, поиск сотрудников: «На тот момент, к нашей радости, на рынке труда была такая ситуация, когда работодатель выбирал сотрудников. Их 20-30 человек мы отобрали нужных нам людей. Главным критерием был позитивный настрой, жизнерадостность». Пригодилась новоиспеченным сотрудникам и хорошая память: на момент открытия магазина в нем было порядка 1500 наименований, их нужно было выучить, изучить.

Старт бизнеса был успешным. На открытии предприниматель сделал праздничное шоу – помогла редакция радиостанции Хит-ФМ.  «И у нас с первого дня все очень хорошо пошло, – вспоминает Каменецкий. – Выручка по тем меркам была очень неплохая, в среднем, не менее 20 тысяч рублей в день». Вскоре после этого последовали открытия новых точек – в Ангарске и в Иркутске – уже за счет заработанной от бизнеса прибыли.

«В 130-м квартале ‘Экспедиция’ не прижилась»

Но далеко не все и не всегда шло гладко. Некоторые магазины приходилось закрывать. Так, не пошла торговля в аэропорту: павильон располагался во внутреннем терминале, иностранцы, потенциальные покупатели, попросту не могли видеть «Экспедицию», так как были в другом здании.

Не «прижился» магазин и в 130-м квартале. «Мы там терпели огромные убытки, ежемесячно порядка 200 тысяч рублей, – делится Каменецкий. – Аренда, постоянные сборы на благоустройство, на рекламу этого квартала. Одна только вывеска на павильон в ’Иркутской слободе’ нам обошлась в 70 тысяч рублей. Теперь эта шестиметровая махина стоит у нас на складе».

В 2010 году бизнес Сергея Каменецкого еще расширился на Запад – франчайзер предложил нашему герою взять под свое крыло точку в Красноярске: у местного партнера дела шли плохо. Бизнесмен купил этот магазин – старт снова был успешным: «Мы уже определились, что нам выгодно открываться в ноябре. Магазин немножко раскручивается и в декабре, феврале, марте (когда идут праздники) получает популярность, мы сразу деньги, вложенные в ремонт магазина, отбиваем». Сейчас в Красноярске работает четыре точки «Экспедиции» – в формате большого магазина («Территория впечатлений») и в формате киосков («Оранжевый джип»).

Планирует бизнесмен и дальнейшее расширение. Однако количество для него – не самоцель: «Мы взяли за правило – прежде чем открыть магазин, производим мониторинг на предмет посещаемости торгового центра. Временно нанятый сотрудник садится и в течение недели считает количество приходящих покупателей». 

«Лучшая реклама – визитка ‘Экспедиции’ в кармане у покупателя»

Что касается рентабельности магазина, то она, по словам предпринимателя, не так уж высока: товар не повседневного спроса, специфический.

Основными статьями затрат бизнесмен считает плату за аренду помещений, содержание офиса, транспортные расходы: товар из Москвы поставляется за его счет. На обслуживании складского помещения Каменецкому удается экономить: склад находится в Ангарске, арендная ставка невысокая: 120 рублей за квадратный метр, в Иркутске обошлось бы в разы дороже. Еще одной расходной статьей является зарплата сотрудников, сегодня их порядка 15 человек, большинство работает по системе «оклад плюс проценты».

На рекламу бизнесмен готов тратить не более 25% прибыли ежемесячно. «Самая лучшая реклама – это визитка или дисконтная карта нашего магазина в кармане у покупателя, – уверен Каменецкий. – Хорошо идет и интернет-реклама, в справочнике ‘2Гис-Иркутск’. В Сети есть наши дисконтные купоны, распечатав которые можно прийти в магазин, совершить покупку с дисконтом и получить дисконтную карту».

Конкурентов бизнесмен не боится, хотя их здорово прибавилось с момента открытия первой точки «Экспедиции»: «Мы стараемся держать уникальный товар. А конкуренция порой идет на пользу: в Ангарске, например, мы стоим рядом с другим подарочным брендом. Их покупатели становятся нашими, наши – заходят к ним, взаимный переток клиентов происходит, нас это вполне устраивает, думаю, их тоже».

«Не бойтесь, рискуйте!»

Сегодня иркутская «Экспедиция» показывает лучшие в стране результаты после Москвы. Но на достигнутом Каменецкий не останавливается. У него уже есть другой бизнес – франшиза международной сети wellness-студий для женщин SlimClub. В планах – открытие новых проектов, уже собственных: «Я уже из этих франшизных штанишек вырос», – смеется Сергей.

Молодым бизнесменам предприниматель советует: «Не бойтесь, рискуйте, продумывайте, меняйте свою жизнь. Вернуться назад никогда не поздно».

Анна Масленникова,

Газета Дело


Материалы сюжета "Бизнес по франшизе в Иркутске":
Все материалы сюжета (17)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело