«Развитие – ключ успеху» – таков девиз консалтингового центра «Стратегия успеха». О том, как развивался тимбилдинг в Иркутске и почему реализация бизнес-идеи не потребовала больших вложений, узнаем у генерального директора «Стратегии успеха» Алены Мосягиной.
Из журналистики – в консалтинг
По первому образованию Алена Мосягина – журналист. Университет она окончила как раз во время перестройки – когда журналистика резко превратилась из уважаемой профессии в источник скандальных «желтых» тем. «Я решила, что не хочу заниматься ерундой. Меня привлекла реклама, поскольку в ней все честно, открыто и понятно. И я стала изучать маркетинг», – вспоминает наша собеседница.
В медиасфере Алена работала коммерческим редактором, возглавляла рекламные агентства, управляла отделом маркетинга и PR холдинга «Номер один»… В 2000 году, наработав достаточный опыт, Мосягина вместе с партнером открыла рекламное агентство полного цикла ‘Альтернатива’.
Три года она совмещала работу по найму и ведение своего бизнеса, но после поняла, что «сидеть на двух стульях» не просто сложно, но и бессмысленно. Поэтому Алена уволилась с работы, полностью посвятив себя рекламному агентству (которое и сегодня продолжает функционировать). Позже она поняла, что хотела бы заниматься чем-то другим.
Моя миссия – наставничество
«То, что я должна заниматься наставничеством, я поняла, когда выполняла психологоческий тест ‘Какова моя миссия?’. Тогда я и решила создать консалтинговый центр ‘Стратегия успеха’, – рассказывает Алена, – Я – практик, и к решению любой задачи подхожу очень практично. Поэтому, поняв, что хочу стать бизнес-тренером, я решила получить образование психотерапевта».
Реализация идеи «Стратегии успеха» заняла считанные недели: «2 августа 2006 года я решила, что буду заниматься тренингами, а уже 28 августа прошло первое мероприятие – в компании ‘Росгосстрах’».
Первоначальные вложения, которые понадобились Алене, составили 50 тысяч рублей. На них она купила компьютер и стулья. Вопрос с помещением был решен быстро: еще до старта бизнеса у Алены уже был арендован кабинет в одном из иркутских офисов. Когда Мосягина создала свой центр бизнес-тренингов и тимбилдинга, у нее было лишь три сотрудника: два бизнес-тренера и один менеджер по продажам, который делал по 100 звонков в день.
«Разговоры о том, что для создания бизнеса нужны большие деньги – ерунда. Во-первых, сейчас очень активная кредитная политика, во-вторых, в городе много инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в новый бизнес», – делится Алена.
Сезонный бизнес
Консалтинговый бизнес – сезонный, выручка «Стратегии успеха» варьируется от 300 тысяч до миллиона рублей в месяц. Самая большая статья расходов, по словам Мосягиной, – это кадры. Сегодня в консалтинговом центре трудятся 10 штатных сотрудников и порядка 20 внештатных.
За восемь лет ведения бизнеса Алена усвоила, что лучше всего вкладывать деньги в недвижимость, поэтому полгода назад она приобрела в собственность офис площадью 53 кв.м. в центральной части города. Пригодились собственные накопления, но не обошлось и без банковского кредита. «Выплачивать кредит получается выгоднее, чем арендовать офис. На погашение кредита уходит меньше денег уже сейчас», – говорит Мосягина.
Нужно поливать корни
«Стратегия успеха» работает исключительно на рынке «B2B», поэтому и тренинги проводятся на соответствующие темы – о сфере услуг, продажах, управлении персоналом. По желанию клиента разрабатываются и индивидуальные программы. Например, для частного медицинского центра «Бьюти лайн» был проведен тренинг «Клиентоориентированность во врачебной сфере».
Задача «Стратегии успеха» – не просто научить участников тренингов технологии работы, но и обучить пониманию потребностей клиента, что значительно повысит их успехи в бизнесе. «Мы не поливаем листья дерева, мы поливаем корни», – говорит Алена Мосягина.
Стоимость одного тренинга на группу из 10-13 человек составляет от 50 тысяч рублей на два дня, на один день – 30 тысяч. В месяц «Стратегия успеха» проводит от трех до пяти различных тренингов в активный сезон.
«На тренингах я даю не только теорию, но и делюсь собственным опытом. Мне есть что рассказать, – говорит Мосягина. – Например, работая рекламным агентом, я сама заработала деньги на покупку своей первой квартиры. Это полезный опыт, который хочется передать тем, кто трудится в сфере продаж».
Пионер тимбилдинга
Второе направление работы консалтингового центра – тимбилдинг. В 2006 году, когда «Стратегия успеха» только начинала работу, мало кто знал о такой услуге, поэтому Алене пришлось практически в одиночку открывать для иркутских предпринимателей эту новую форму развития и сплочения сотрудников.
Первоначально программы тимбилингов «Стратегии успеха» приходилось собирать буквально по кусочкам из разных источников: «Например, идеи некоторых спортивных состязаний мы ‘позаимствовали’ из «Веселых стартов» на Первом канале», – смеется наша собеседница. В дальнейшем программы игровых упражнений сотрудники консалтингового центра составляли сами, сохраняя баланс между развлечением и пользой. Специальное оборудование для мероприятий бизнес-тренеры также готовили самостоятельно.
Проведение одного тимбилдинга занимает не более трех часов и проводится как в черте города, так и за его приделами. Так как тимбилдинг – это командное мероприятие, призванное объединить коллектив и улучшить отношения между сотрудниками, упражнение проводится при наличии хотя бы одной группы из 10 человек. Стоимость такой услуги составит 500-1000 рублей на человека.
В месяц «Стратегия успеха» проводит до 6 тимбилдингов. Сегодня, по словам Алены Мосягиной, особой популярностью пользуется программа «Гэсэры Байкала» на основе этнических мотивов, а также сказочная и пиратская программы.
Праздник в формате «тимбилдинг»
В последнее время конкурентов на рынке все больше, а клиента все труднее удивить. Приходится постоянно предлагать новое: огромный «кубик Рубика» или гигантский пушбольный мяч диаметром два метра, который нужно гонять по полю всем коллективом.
«В Иркутске настоящий тимбилдинг практически не востребован, клиентам нужен скорее корпоратив в формате тимбилдинга», – говорит Алена. Такая тенденция, по ее словам, наблюдается не только у нас, однако в центральной части России все же предпочитают не смешивать праздник и командообразование.
По словам Алены Мосягиной, в последние годы в консалтинговый бизнес стали вторгаться смежные виды бизнеса, например, event-агентства, которые предлагают заказчикам спортивные мероприятия, называя их тимбилдингами: «Я считаю, что ‘эвентами’ должны заниматься профессионалы, а не группа студентов-энтузиастов. Ведь неправильно подготовленный и проведенный тимбилдинг не только не объединит коллектив, но и ударит по имиджу организации».
Энтузиазм и интернет для начинающих предпринимателей
За плечами у «Стратегии успеха» восемь лет успешной работы и более 500 компаний-заказчиков. Некоторые из них обратились к Алене Мосягиной не один раз и стали постоянными клиентами, например, Байкальский банк Сбербанка, ГК «Десятка», «Фенстер», «Стомцентр»...
Открыть консалтинговый бизнес в Иркутске сегодня просто, считает Алена Мосягина, однако нужно помнить – прежде чем начинать учить других, необходимо получить соответствующее образование самому. «Поговорка ‘Знание – сила’ – это секрет всей жизни, однако многие люди ее игнорируют и концентрируются только на деньгах, хотя это в корне не правильно», – делится наша собеседница, которая и сама продолжает ежегодно посещать тренинги в различных городах России.
Начать бизнес можно в интернете, советует Алена Мосягина: тогда не нужно будет тратиться на аренду офиса, покупку оборудования: «Деньги для старта бизнеса не так важны, главное – любовь к своему делу, энтузиазм и терпение».
Кристина Дунина,
Газета Дело