Начали за упокой, кончили за здравие – под таким девизом прошел 2014 год для российского авторынка. В первом полугодии он стремительно падал, но экономические события осени внесли свои коррективы, а декабрьский обвал рубля и вовсе спровоцировал ажиотажный спрос на автомобили. Наступил ли в январе «мертвый» сезон в автоцентрах? Как скажется на продажах рост ставок по автокредитам? Почему иркутский авторынок чувствует себя лучше общероссийского? На эти и другие вопросы Газете Дело ответили Ксения Слободская, исполнительный директор «Н-Моторс-Иркутск», и Николай Чалбышев, генеральный директор «Хендэ Автоцентр».
«Иркутский авторынок чувствовал себя бодрее общероссийского»
2014 год для авторынка был богат на события. Чем он запомнился вам?
Ксения Слободская: Кризис, начавшийся еще в мае 2014 года, на продажах Honda отразился скорее летом: покупателей было мало. Потребители массово откладывали покупку до самого декабря, когда стремление сохранить свои деньги заставило их купить все, что было доступно в тот момент для продажи.
Николай Чалбышев: Я бы выделил, в первую очередь, скачки курса валют и последовавшие за ними скачки в контрактах, которые буквально потрясли рынок. Плюс, государственную программу по trade-in утилизации.
По итогам 2014 года, в Иркутской области было продано более 17,5 тысяч легковых автомобилей, это на 4% меньше, чем в 2013 году. Российский рынок показал куда более существенное падение – 11% (по данным агентства «Автостат»). За счет чего, по вашему мнению, иркутский рынок чувствовал себя лучше общероссийского?
Ксения Слободская: Иркутск – город премиального сегмента авторынка, по данным Автостата, он на 4 месте в России – после Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. Премиальный сегмент показывал в 2014 году рост, поэтому продажи в Иркутске просели ниже, чем в целом по стране. Кроме того, Иркутск – центр большой области, здесь сконцентрированы все крупные дилеры, поэтому продажи Иркутска – это продажи всего региона – большого и богатого.
Что касается нашего автоцентра, то снижение продаж за 2014 год составило 27% относительно 2013-го, поэтому мы не можем сказать, что наши клиенты – средний класс – чувствовали себя уверенно в 2014 году.
Николай Чалбышев: Иркутский рынок чувствовал себя бодрее на фоне общероссийского ввиду разных причин. Во-первых, рынок автомобилей в иркутском регионе пока еще не перенасыщен, в сравнении с остальными регионами. Во-вторых, покупательская способность нашего населения отличилась большей мобильностью. Автомобили рассматриваются людьми не как роскошь, а как средство передвижения. И все большее количество молодых людей смело реализовывают свои мечты, покупая машины.
«Мы впервые наблюдали продажи авто вслепую»
Экономические события осени и декабря 2014 года, резкий обвал рубля подстегнули желание иркутян вложить свои деньги в автомобили. Наблюдался ли ажиотажный спрос у вас? Как удалось справиться с наплывом посетителей?
Ксения Слободская: Да, ажиотажный спрос был. Мы впервые наблюдали продажи автомобилей вслепую – без тест-драйва, осмотра, а на основании только беседы с менеджером, иногда даже по телефону. Наши менеджеры практически полностью опустошили склад дополнительного оборудования. Мы справились с этим наплывом благодаря нашей логистике и доставили все автомобили покупателям, как обычно, в течение двух недель. Конечно, мы могли продать и больше, если бы не лимитирование поставок. Индексация цен стимулировала продажи и ускоряла принятие решений о покупке.
Николай Чалбышев: К концу года, а именно в декабре, всегда наблюдается ажиотажный спрос на коммерческую грузовую технику. Это связано с тем, что крупные компании, физические лица стараются освоить деньги до конца текущего года и, как правило, стараются приобрести новую технику для нового рабочего года. В декабре 2014 года мы продали 20 единиц грузовиков, тогда как в декабре 2013-го – 10 единиц, то есть сработали в два раза лучше. Однако в указанный период возникли некоторые проблемы с поставками автомобилей. Также пришлось несколько раз переписывать цены на общий сток.
Многие эксперты прогнозировали, что после декабрьского ажиотажа на авторынке последует «мертвый сезон». Каковы ваши результаты в январе? Как сказывается на продажах повышение ставок по автокредитам?
Ксения Слободская: Сезон нельзя назвать мертвым, поскольку трафики посещений и звонков остались на уровне прошлого года, а ведь в 2013 году у нас была заметная бонусная акция в это время. Продажи в январе просели на 22%, достигнув уровня 2012 года. Основное снижение идет за счет продажи автомобилей в кредит. Если в 2014 году почти половину автомобилей мы продавали с помощью кредитов, то в январе едва ли дотянули до 10%.
Николай Чалбышев: Мнение экспертов оказалось достаточно точным. За январь 2015 нам не удалось реализовать ни одной единицы. Повышение ставок по автокредитам и ужесточение требований к заемщикам уже сказалось на покупательской способности клиентов. И если раньше такие клиенты составляли около 65-70% от общего числа, то на сегодня эта цифра снизилась до 45-50%.
«В 2015 году рынок легковых авто ждет стагнация»
Прогнозы – дело неблагодарное. И все-таки, чего вы ждете от 2015 года? На сколько процентов может упасть российский и иркутский авторынки?
Ксения Слободская: Наш прогноз на 2015 год – снижение российского авторынка до 40-45% и не менее 30% по Иркутску.
Николай Чалбышев: В 2015 году, на наш взгляд, «легковой» авторынок ожидает стагнация. Что касается рынка коммерческой спецтехники, то сейчас мы ждем старта строительного сезона, который начнется с середины марта. Именно начало строительного сезона должно оживить продажи грузовиков и поддержать их на уровне примерно до сентября-октября.
Мы думаем, что по итогам года российский авторынок упадет на 11-13%, а иркутский – на 5-8%.
На какую марку возлагаете особые надежды в 2015 году?
Ксения Слободская: В 2015 году нашим основным хитом останется Honda CR-V – мировой бестселлер 2013 года. Он получил рестайлинг, и мы ждем весны, когда, по предварительным данным, он появится в России. Также наши клиенты ждут новый Pilot, который в России появится чуть позднее.
Николай Чалбышев: Кроме марки HYUNDAI, нам больше не на кого возлагать надежды. Так что надеемся и верим в лучшее!
Анастасия Парамонова,
Газета Дело
СПРАВКА
«Н-Моторс-Иркутск» – официальный дилер Honda, осуществляет продажу новых автомобилей Honda в Иркутске.
«Хендэ Автоцентр» реализует весь модельный ряд спецтехники, грузовиков и автобусов Hyundai, крановых установок Soosan, бетононасосов KSP.
Какие автомобильные марки стали лидерами продаж в Иркутской области в 2014 году?*
2014 год стал для автомобильного рынка годом сюрпризов и неожиданностей. Если в первом полугодии авторынок падал, то экономические события конца года подстегнули желание иркутян вложить свои деньги в авто. В итоге, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, в 2014 году в Иркутской области было продано более 17,5 тысяч легковых автомобилей.
Сегодня на иркутском авторынке, как рассказал эксперт по авто- и моторитейлу Эдуард Борисов, работают дилеры по 33 автомобильным брендам. Однако далеко не для всех прошедший год оказался успешным. Лишь семь брендов, по итогам года, заняли долю рынка свыше 5%*. Всего семерка лидеров занимает около 63% рынка, а в 2015 году, по прогнозам экспертов, займет не менее 70%.
* По данным Ассоциации Европейского Бизнеса
Какие марки премиум-класса были особенно популярны у иркутян в 2014 году?*
По данным исследования, проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ», в 2014 году Иркутск занял четвертое место по России среди городов с наибольшей долей автомобилей премиум-класса. С результатом 18,5% столица Приангарья уступила лишь Москве (25,4%), Санкт-Петербургу (19,8%) и Сочи (18,9%).
«Статисты, используя фразу ‘премиум-сегмент’, скорее всего, имеют в виду стоимость автомобиля (к примеру, ориентируясь на цену более 2,5-3 млн руб.). Так как премиум-бренды у нас занимают не более 10% среди легковых автомобилей иностранных брендов, то я могу предположить, что в статистику ‘АВТОСТАТА’ попали и такие автомобили, как Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser 200 и VOLKSWAGEN TOUAREG», – прокомментировал эксперт по авто- и моторитейлу Эдуард Борисов.
* На диаграмме указаны доли проданных автомобилей на рынке премиум-класса в 2014 году в Иркутске. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса