Экономическая ситуация прошлого года негативно повлияла на объемы железнодорожных грузовых перевозок в Восточной Сибири и Забайкалье. Несмотря на то, что кризис продолжается, по мнению участников перевозочного процесса, итоги первого квартала 2016 года вселяют оптимизм и подталкивают к поиску новых нестандартных и эффективных решений. О ситуации и перспективах рынка грузоперевозок Газете Дело рассказал директор Иркутского филиала АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) Валерий Яхимович.
Валерий Владимирович, грузоперевозки часто называют «лакмусовой бумажкой» экономики. Как отразилась экономическая ситуация в регионе на результатах работы филиала в прошлом году?
– Действительно, в 2015 году на фоне снижения грузовой базы мы зафиксировали сокращение объемов погрузки. Причинами для этого послужили различные факторы. Начну с того, что некоторые компании, перевозившие 100% своих грузов в вагонах ПГК, просто прекратили свое существование.
Кроме того, на нас сказались общеэкономические тенденции. У нефтяников, как вы знаете, начались проблемы со сбытом продукции – производство и переработка нефтепродуктов упали за год на 10-15%. Соответственно, снизились объемы перевозок в цистернах.
Аналогичные трудности испытывала строительная отрасль, темпы строительства значительно снизились. Вы и сами можете видеть: строительных кранов становится все меньше. Соответственно, перевозки цемента, гипса, щебня, песка также оказались в стагнации.
Несмотря на падение перевозок, на тех региональных грузопотоках, где работает наша компания, нам удалось избежать снижения погрузки.
Есть, наверняка, и растущие направления грузоперевозок?
– Есть, например, перевозки металлургической продукции. В прошлом году мы отправили 322 тыс. тонн цветных металлов в крытых вагонах, что в 1,5 раза превышает аналогичные показатели 2014 года. Достичь роста удалось за счет перевозок алюминия Братским и Иркутским алюминиевыми заводами, входящими в ОК РУСАЛ. Спрос на крылатый металл сегодня есть во всем мире, следовательно, его производство развивается.
Кроме того, мы отмечаем рост перевозок лесной продукции. Лес, продукты переработки – целлюлоза, бумага – это одна из доминирующих номенклатур, перевозимых в нашем регионе.
Алюминий, лес, бумагу за границу перевозите?
– Экспортное направление в этом сегменте сегодня является основополагающим. На экспорт идет 80% перевозимого филиалом алюминия, а также 90% таких номенклатур, как бумага, лесные грузы. Лидирует восточное направление – Китай, не отстают Европа, США. Бизнес умеет договариваться.
Многие уже прозвали текущий кризис «бездонным». Как для филиала начался год?
– Январь и февраль мы отработали на уровне прошлого года, а в марте по большинству родов грузов видим положительную динамику. С начала года доля филиала в общем объеме перевозок нефтепродуктов на Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорогах увеличилась с 32% до 44% к аналогичным показателям прошлого года.
В целом доля филиала в общем объеме регионального рынка грузовых железнодорожных перевозок сохраняется на уровне 13%.
Я считаю, что черная полоса заканчивается, и в 2016 году мы ставим перед собой задачу превысить показатели 2015 года.
Как отразилось на работе ПГК решение правительства о запрете использования на сети подвижного состава с истекшим сроком службы, вступившее в силу с начала 2016 года?
– Конечно, это решение, направленное на поддержку и обеспечение загрузки вагоностроительных заводов, оказалось болезненным не только для ПГК, но и для всего рынка грузоперевозок.
Но ПГК работает с опережением, имея в арсенале меры, помогающие чутко реагировать на изменения условий работы.
В частности, мы нашли решение, позволившее нам не потерять объемы перевозок: компания привлекает дополнительный вагонный парк под свое управление и оперирование у других собственников, таким образом замещая выбывающий парк. Это позволяет в полном объеме выполнять свои обязательства перед клиентами.
Все-таки многое зависит не только от внешних факторов. Какие «антикризисные» меры принимаются в ПГК? Чем сегодня, в условиях снижения доходности операторского рынка, вы «завоевываете» клиента?
– Для нас важно поддерживать высокий уровень лояльности клиентов. Во главу угла в работе мы ставим клиентоориентированность. Делаем ставку на качественный сервис и гибкую тарифную политику, комплексное транспортное обслуживание, которое включает все виды предоставляемых клиентам услуг.
Очень важно, что вопросы грузоотправителей ПГК решаются на местах. Обширная филиальная сеть, сеть обособленных рабочих мест – наше преимущество.
На всех ключевых железнодорожных станциях у компании есть свои представители, вооруженные необходимыми знаниями, готовые оперативно решать любые вопросы грузоотправителей.
Наша работа не остается незамеченной. В 2015 году Иркутский филиал заключил около 100 новых договоров. Это очень хороший результат, учитывая высокую конкуренцию – сегодня на рынке представлено более полутора тысяч компаний, оказывающих услуги железнодорожных грузоперевозок.
Вы подчеркивали, что компания делает ставку на сервисные контракты. Каких успехов удалось достичь, появились новые партнеры?
– В феврале 2016 года Роснефть распределила долгосрочные контракты на железнодорожные перевозки своих грузов и оказание транспортно-логистических услуг. ПГК выиграла тендер на транспортировке нефтепродуктов до второго квартала 2021 года. Учитывая, что в структуре перевозок Иркутского филиала на нефтегрузы приходится порядка 60% грузов, можно сказать, что на ближайшие пять лет мы обеспечены грузовой базой в регионе.
Помимо этого, продолжаем работать и по действующим сервисным контрактам – с Сибирской угольной энергетической компанией, Братским и Иркутским алюминиевыми заводами ОК РУСАЛ.
Надеемся, что в 2016 году договоримся о заключении сервисных контрактов и с нашими партнерами лесной отрасли: Братским и Усть-Илимским ЛПК.
Кризис часто подталкивает к нестандартным решениям. Есть какие-то новые услуги, к оказанию которых вас подтолкнула экономическая ситуация? Расскажите о них.
– Я говорил выше о том, что нефтеперерабатывающие компании сегодня столкнулись с проблемой сбыта и необходимостью дополнительных возможностей для хранения продукции.
Мы предложили им цистерны нерабочего парка, которые находятся на путях отстоя, для хранения нефтепродуктов, в качестве «складов на колесах». Предложение получило хороший отклик, мы заключили несколько договоров аренды цистерн на временное хранение наливных грузов.
С января текущего года около 90 вагонов передано в краткосрочную аренду. Эта новая услуга позволила нам сократить расходы на отстой вагонов и принесла дополнительный доход.
Экономические реалии требуют новых решений, нового взгляда на происходящие события в транспортной отрасли. Мы намерены сохранять свои позиции и управлять изменениями.
Иван Рудых,
Газета Дело