Ольга Кузнецова стояла практически у истоков квест-индустрии в Иркутске. Её квест-комната «Локация» открылась в 2014 году рядом с торговым центром Jam Молл и стала одним из первых аттракционов этого жанра в городе. Сегодня количество квестов в Иркутске приближается к 150. Предпринимательница рассказала Газете Дело о том, что помогает ей развивать своё дело, не теряя аудиторию в условиях жесткой конкуренции.
Рай для историка
Впервые Ольга Кузнецова услышала о существовании квест-комнат от знакомых из европейской части России. «Некоторое время спустя на сайте SIA.ru вышла статья о столичном опыте создания квест-комнаты, которая послужила для меня своеобразным толчком к старту бизнеса».
На поиск помещения и организацию первого квеста у Ольги ушло три месяца: в декабре 2014 года «Локация» распахнула свои двери для посетителей. Ольга любит историю, старинные книги и вещи, и квест оказался для нее площадкой, на которой это можно было объединить.
«Первично нашей идеей была популяризация Иркутска. Хотелось связать игру с историей города, придумать спорные исторические загадки. Поэтому выбрали историю Колчака, а первый квест так и назвали ‘Золото Колчака’. Просуществовал он у нас довольно долго – два с половиной года. Сейчас мы его закрыли на реконструкцию».
По словам Ольги, квестам периодически необходима «перезагрузка», иначе они начинают приедаться. Несмотря на то, что квесты – достаточно модная и популярная сегодня сфера развлечений, людей, которые их посещают, не много. В основном это молодежь. И новые игры всегда нужны.
В тренде – технологии с душой
Реквизит для комнат находили повсюду: что-то покупали в магазинах, через интернет, что-то приносили знакомые. Однако очень многое делали сами, и это позволило сэкономить приличную сумму на старте. Сокращению расходов поспособствовало и то, что сценарии игр Ольга писала сама. В среднем сценарий стоит от 50 до 150 тысяч рублей, а их в копилке у нее уже семь!
По подсчетам предпринимательницы, первичные затраты на открытие квест-комнаты составили около миллиона рублей. Однако стоит учесть, что это – цифры трехгодичной давности. Сейчас их можно смело умножать на три. «Все меняется. Если раньше клиент был готов идти на квест, где стоял старый шкаф с дачи, висели пять замочков, то сейчас он над ним только посмеется. Людям нужны электронные загадки, необычный реквизит, – поясняет Ольга. – Необходимо подумать, вложиться не только деньгами, но и душой в создание чего-то более интересного».
Что касается текущих затрат, то их в квесте не так много. Основная сумма вкладывается на старте – когда все только закупается, строится, красится, монтируется… За три года «Локация» полностью окупилась, рентабельность достигает 60%.
«Сейчас у нас основная статья расходов – аренда. Она недешевая, несмотря на то, что находимся мы не в центре. Во-первых, 250 квадратов площади, а во-вторых, помещение не подвальное, а офисное. Вторая по объему статья расходов – зарплата сотрудников».
Ольга затронула две больных темы для всех владельцев квест-комнат: подбор персонала и сезонность бизнеса. По ее словам, адекватных и хороших работников всегда тяжело найти, а летом застой в работе может достигать двух месяцев.
«В летний период посещаемость падает, снижается рентабельность. Но мы научились извлекать из этого пользу: дорабатываем квесты, проводим ремонт. Высокий сезон – с января по март, когда начинаются каникулы и праздники. На улице холодно, а сходить куда-то людям все равно хочется. Особенно популярно это развлечение в праздники 23 февраля и 8 марта, даже корпоративы проводят в квест-комнатах. Пользуются успехом подарочные сертификаты».
Мнимая легкость бизнеса
Квест-комната, утверждает Ольга Кузнецова, бизнес интересный и не такой сложный, как другие. «Это не завод, не магазин спиртных напитков, где нужна лицензия и сумасшедшие деньги, не супермаркет, где нужны огромные оборотные средства, не технические услуги, где нужны специальные знания. Открывают квесты разные люди: и студенты, и инженеры, и педагоги. Я и сама по образованию – экономист. Кажется, что это совсем легко, но, конечно, это не так. Открыть квест – не трудно, а вот что дальше с этим делать – пойди, разберись. Возникают проблемы. Ты можешь определиться с темой, с местом, но у тебя может быть куплен неправильный сценарий. Как говорят, все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастны по-своему. Так и здесь, наверное» (смеется).
Действительно, трудности могут быть разного характера. Для квеста, например, проблематично найти подходящее помещение. Если квест занимает подвал жилого дома, есть вероятность, что он будет мешать жильцам: люди кричат от страха во время игры, бывает, что даже выламывают двери. Если разместить квест в офисном центре, в нем могут запретить проводить игры в позднее время. Даже в самое хорошее помещение не поедут клиенты, если оно расположено далеко от центра и до него трудно добраться. С помещением «Локации» повезло. Офис находится в шаговой доступности от остановки общественного транспорта, рядом с двумя крупными торговыми центрами, планировка помещения позволяет перестраивать, уменьшать, увеличивать комнаты.
Когда только открылись, возникли трудности с рекламой, ведь сложно продвигать предмет, о котором никто не знает. «Мы, как могли, популяризировали новое направление, – вспоминает Ольга, – рассказывали о проекте своим знакомым, участвовали совершенно бесплатно в городских мероприятиях, в библиотеке Молчанова-Сибирского проводили квесты на Библионочи. Сейчас худо-бедно все знают, о чем речь, а первоначально это вызывало непонимание и недоумение. Но и интерес был тоже. С увеличением популярности квест-комнат эта проблема ушла, но появилась другая. Как среди этого гигантского количества аттракционов выделиться, как донести до людей информацию о своем квесте и убедить поиграть именно в него? Это у всех так, не только у нас».
Предложение выше спроса
За три года количество квестов в Иркутске увеличилось чуть ли не в десять раз. Но вот парадокс: вместе с этим количество людей, играющих в головоломки, постепенно снижается.
«Если три года назад квестов было всего 15, два года назад – 50, в прошлом – 100, то в этом уже больше 130. А вот количество игроков, наоборот – уменьшается. Я связываю это с одноразовым характером квестов. Люди не ходят на одну и ту же игру во второй раз, даже если они не разгадали загадку. Проходит игру основная часть игроков – и поток падает. В этом случае нужно как-то менять маркетинг, комнату».
Какова же «продолжительность жизни» квеста? По оценке Ольги, хороший квест может спокойно работать в течение года. «Средний» продержится не больше полугода. Если организация будет раз в полгода открывать две-три новых игры и столько же закрывать, то клиенты всегда будут.
«Сделать идеальный квест, который подойдет всем, невозможно, потому что людям нравится разное. Есть отличные квесты для любителей ужасов. Есть классные квесты для тех, кто любит подумать. Есть хорошие квесты для любителей антуража. Есть легкие квесты для детей. Каждому свое».
Жажда адреналина
Вся индустрия квестов сейчас разделена на два типа: хоррор-квесты и квесты классические. Про первую категорию Ольга говорит, что туда люди идут исключительно за эмоциями: понервничать, испугаться, почувствовать драйв. Интеллектуальная работа здесь отодвинута на второй план, чего не скажешь о классических квестах. Этот сегмент менее востребован, он составляет примерно четверть от всех квестов.
Ольга сравнивает виды квестов с жанрами кинофильмов: «Вкусы у всех разные. Много ли людей восхищаются замечательными фильмами того же Тарковского? Их гораздо меньше, чем тех, кто любит блокбастеры. Какие фильмы лучше – вопрос спорный. Так же и в квестах. По моим оценкам, 60-70 % из всех играющих в квесты – любители хоррора, и лишь 40-30℅ – ‘классики’».
Все квесты «Локации» – классические. Всего их четыре: «Тень инквизитора», «Инквизитор. Инферно», «Сердце Горы» и «Бункер – секретный военный объект». Пятый квест с рабочим названием «Черепа» сейчас находится в разработке. Ольга рассказывает про них: «Сейчас самый старый квест – это ‘Бункер’. Он достаточно сложный интеллектуально, заставляет подумать. В ‘Инквизиторах’ присутствует мистический перформанс. Он страшнее других, но хоррором я его называть не стала бы, потому что у нас в городе есть ужастики, играя в которые, можно, как мне кажется, умереть от страха. Здесь же просто нагнетается атмосфера. Ну а ‘Сердце горы’ – это сказочный квест по мотивам произведений Толкиена».
Ценообразование – дело принципа
Цены квестов варьируются от 2 до 3,2 тысяч рублей за команду в зависимости от времени проведения игры и дня недели. Количество участников – от двух до пяти человек. Часто можно услышать мнение, что квесты – это дорогое удовольствие. Ольга с этим не согласна: «При полном составе команды цена с человека составит всего 400-800 рублей. Кроме того, мы постоянно проводим скидочные акции. Например, в определенный день недели действует скидка 10 %. С понедельника по пятницу в любое время дня стоимость любого квеста для двоих игроков со скидкой составит всего полторы тысячи рублей. В дни школьных каникул для детей делаем специальные предложения».
Стоимость игры устанавливает собственник, исходя из затрат, которые он понес при создании квеста. Обычные навесные замки на шкаф и хитроумные электронные будут стоить совершенно по-разному. Кроме того, на цену влияет и общая экономическая ситуация в стране: на необоснованно дорогую игру в кризисное время никто не пойдет.
«Каждый организатор решает этот вопрос самостоятельно, руководствуясь своими принципами. Кто-то считает себя очень классным и категорически не идет ни на какие скидки, а кто-то, наоборот, работает исключительно на скидках, все время размещается на купонаторах» – рассказывает хозяйка «Локации».
Раскраска для серых будней
Откуда же в Иркутск пришли квест-комнаты и как им удалось завоевать такую популярность? Ольга Кузнецова считает, что секрет кроется в человеческой психологии.
«Так называемые эскейп-румы – комнаты, из которых нужно было найти выход, появились в Японии. А в России эти игры получили совершенно новый концепт: появились перфомансы, элементы экшна, много чего ещё. По мнению авторитетных источников, квесты в России находятся на более высоком уровне, чем в Европе и Америке. И движение квестов уже пошло в обратную сторону: из России в Японию, Америку, Европу.
Квесты позволяют человеку прожить несколько жизней в течение одной. В зависимости от выбранной игры, человек за один вечер может проживать жизнь узника, жертвы маньяка, средневекового монаха, работника военной базы и многих других. Играя, он делает свою собственную жизнь намного ярче. Кроме того, квесты позволяют ему порадовать своего внутреннего ребенка, дать ему порезвиться, найти отдушину среди серых будней. В этом я вижу секрет популярности квестов сегодня».
Екатерина Скубиева,
Газета Дело