Предприниматели обеих столиц самым доходным видом МСБ считают хостелы. По их оценкам рентабельность мини-гостиниц достигает 47%. Иркутские предприниматели не разделяют их взглядов. Елена Трифонова, директор мини-гостиницы Reshetnikov Hostel, рассказала, что количество хостелов в Иркутске растет в геометрической прогрессии. Из-за этого приходится повышать качество услуг и снижать цены. Поэтому суждения о высокой рентабельности хостелов она считает сильно преувеличенными.
Насколько рентабельно сейчас содержать хостел в Иркутске?
– Высокая рентабельность хостелов – очень преувеличенное утверждение, по крайней мере, для Иркутска. Очень многое зависит от сезона. Летом загрузка хорошая, но зимой и осенью начинается низкий сезон. Если вычислить среднегодовую рентабельность, она не будет зашкаливать.
- Какая загрузка была у вас в летний сезон, и какую прогнозируете на осень?
– Летом загрузка была в среднем 60–70%. На осень прогнозируем 30 %. За последние три года в связи с возросшей конкуренцией и демпинговыми ценами поток клиентов уменьшился примерно на 30 %.
Кто ваш основной клиент?
– Летом основными клиентами были иностранцы. Осенью их число резко сократилось, теперь две трети постояльцев – россияне из других городов. Кроме того, среди наших гостей увеличилась доля жителей Иркутской области.
Стоит отметить новую тенденцию, связанную с изменением клиентского потока. В нашем хостеле появился новый вид постояльцев – россияне старше 50 лет из других регионов России. Это туристы, которые, в основном, не пользуются услугами турагентств. Для хостела такие гости – экзамен на прочность. Они ищут дешевые варианты размещения, при этом уровень требований у них достаточно высок.
Однако зрелым людям, привыкшим к определенному уровню комфорта и нуждающихся в нём в силу возраста и состояния здоровья, хостельная субкультура чужда. Иногда они просто не понимают, что такое хостел. Например, было несколько случаев, когда люди приезжали и с удивлением обнаруживали, что в номере стоит двухъярусная кровать, хотя на сайтах бронирований есть очень подробное описание условий проживания.
Мы вовсе не заинтересованы в том, чтобы у людей сложились завышенные ожидания. Очевидно, кризис делает свое дело, финансовые возможности людей сократились, при этом их уровень ожиданий не скорректирован. С иностранцами работать гораздо проще и приятней.
Меняете ли вы стоимость услуг в связи с изменением спроса?
– Во всех хостелах и отелях есть цены на высокий и на низкий сезон. Летом у нас цены повышались примерно на 20 %.
Какие плюсы и минусы вы можете отметить на текущий момент в бизнесе иркутских хостелов?
– Качество услуг хостелов значительно выросло, а цены, наоборот, снизились. Это связано с ужесточающейся конкуренцией (только в районе улицы Тимирязева, где мы работаем, за лето открылось три совершенно новых хостела).Иностранцев уровень иркутских хостелов вообще удивляет, поскольку в Европе хостельное размещение предполагает действительно минимальный набор услуг.Работать в таком режиме становится тяжело, поскольку ресурсов на развитие не остаётся.