Газета Дело

Ирина Хакамада: «Из 100% успеха 85% составляет коммуникация»

Ирина Хакамада, пожалуй, не нуждается в представлении. Успешная женщина, харизматичный оратор, она давно уже ушла из политики и нашла свое призвание в новой области: Ирина проводит мастер-классы и пишет книги, делясь с людьми свои опытом и знаниями. Как грамотно распоряжаться своим временем? Почему успешный – значит самодостаточный? Каждому ли по силам овладеть искусством коммуникации и почему этот навык так важен сегодня? Чему смогут научиться на мастер-классе в сентябре иркутяне? Об этом и многом другом Ирина Хакамада рассказала в skype-интервью Газете Дело.

Дело жизни, которое приносит деньги

– Ирина, в 2008 году вы ушли из политики и сегодня активно занимаетесь проведением мастер-классов. Что это для вас – дело жизни, призвание? Или все-таки способ зарабатывания денег?

– Я никогда не пыталась эти вещи разделить. Ключ к успеху – в соединении того и другого. Иными словами, это дело жизни, которое должно приносить средства к существованию.

– Книг вами тоже издано немало. Что больше нравится – писать или работать с аудиторией?

– Мастер-классы, конечно, приносят больше удовольствия: это живое общение с аудиторией, энергетический обмен. А книга – это ты наедине с собой, с бумагой. И даже если тебе нравится то, что ты пишешь, это изматывает очень сильно.

– Но ведь и на тренингах вы отдаете много энергии...

– Отдаю, конечно. Но взамен получаю любовь. Люди уходят довольные. Любовь дает встречный поток, может быть, с опозданием. В течение трех часов, пока идет тренинг или мастер-класс, ты тратишь. Если аудитория откликается, если есть диалог, то возмещение энергии происходит тут же. Если же аудитория тяжелая, мрачная, и людей трудно «раскачать», то тогда «компенсация» может быть и на следующий день. Но она придет обязательно.

– Как тренеру вам приходится жить «на чемоданах». Не надоели постоянные перелеты-переезды?

– Человек ко всему привыкает. У меня эта привычка жить «в самолетах» есть уже давно. С 1993 года по 2006-й, будучи еще политиком, я только и делала, что моталась по всей России, потому что создание партии, выборы требуют постоянного общения с избирателями по всей стране.

– У вас, наверняка, есть секреты грамотного тайм-менеджмента. Поделитесь, как все успевать и получать максимальную отдачу?

– Во-первых, надо иметь волю все успеть: «я хочу все, я не хочу ни от чего отказываться». Нужно забыть слова «если», «не», «не получится», нужны другие – «когда», «да», «получится» и главное – «хочу». После этого я в воскресенье составляю график на всю следующую неделю. Общение с семьей, походы в театр, в фитнес-клуб, на косметические процедуры – у меня все расписано по часам. А потом начинается коррекция, потому что вдруг оказывается, что меня позвали на телевидение, а у меня на это время запланирован фитнес-клуб. Звоню своему тренеру, пытаемся найти замену. Я сам себе тайм-менеджер, который все время работает над своим графиком (улыбается).

Раньше ходили «на бренд», теперь – за знаниями

– Ирина, кто чаще всего ходит на ваши семинары – мужчины или женщины, представители каких сфер деятельности?

– На все семинары больше ходят женщины. Возраст – от 18 до 50 лет. Чаще всего это представители среднего класса: или работающие в рыночных компаниях, или имеющие малый бизнес, или фрилансеры.

– Как вам кажется, что привлекает аудиторию в ваших семинарах: ваша личность, ваш бренд или те темы, которые вы освещаете?

– В самом начале, семь лет назад, привлекал бренд, потом приходили на личность, потому что эта личность в политике по телевизору выглядела достаточно агрессивно, никто не знал, что я из себя представляю на самом деле. Во время мастер-классов у многих вдруг открывались глаза: «Надо же, она совсем другая!». Уже потом, услышав содержание, попробовав и поняв, что все получается и как это круто, приходят на мой личный опыт, потому что надеются, что у них тоже получится.

– И у многих получилось?

– Мы поддерживаем связь с участниками мастер-классов. Люди пишут мне на электронную почту, некоторые приходят на мастер-классы по несколько раз и докладывают мне, что с ними произошло. У многих судьба просто поменялась! Понятно, что это происходит не со всеми. Не бывает так, что пришло, допустим, 500 человек, и все после мастер-класса изменили свою жизнь. По статистике из всех участников человек десять начнут что-то делать, человека два станут решительно исправлять свои ошибки и добьются огромных успехов. А остальные – больше поверят в себя, запомнят, возьмут книгу и, может быть, попробуют когда-то к этому обратиться.

Женщина в политике – осознанный выбор

– Женщина в политике, теперь – женщина в бизнесе… Все это не вяжется с общепринятым мнением о предназначении слабого пола. Это – ваш осознанный выбор?

– Это был абсолютно осознанный выбор. Я почувствовала, что хочу изменять страну, заниматься рынком и использовать свои знания. Я кандидат экономических наук, занималась западной экономикой, и у меня имелся опыт работы на рынке – были частные малые предприятия в 1990-е годы. Решила все это соединить. Это было рискованно, конечно, никто меня не поддержал, но все получилось!

– Как скоро, по-вашему, женщин в политике и бизнесе станет больше, чем мужчин?

– Тренд уже идет в сторону женщин. В некоторых секторах малого бизнеса женщин уже больше. Женщин-политиков по всему миру тоже становится все больше и больше, например, Ангела Меркель является сегодня одним из ведущих мировых политиков, поэтому здесь проблем нет. Главное – желание. Насколько женщины сами готовы рвануть в такую мужскую среду и добиться успеха?!

– А успешный человек – он какой?

– По моему представлению, это человек самодостаточный. Тот, кто делает то, что ему нравится, делает это очень профессионально и поэтому получает за свою работу большие деньги. И он это делает среди людей, которые ему нравятся, а все его усилия направлены на то, чтобы изменить жизнь к лучшему или создать продукт, который изменит жизнь людей. Одним словом, успешный человек не пытается быть «шоколадкой», нравиться всем и делать все для всех.

Коммуникация – бесплатный способ добиться успеха

– «Мастер общения. Успех без затрат» – так называется мастер-класс, который вы проведете в Иркутске. Можно ли научить человека коммуникации? Или это искусство доступно лишь экстравертам?

– Можно. Я сама интроверт, раньше совершенно не могла общаться с людьми, у меня был просто ступор. Я, во-первых, этого не хотела, во-вторых, боялась, в-третьих, была косноязычна. А потом – научилась. И это, безусловно, полезный навык. Умение общаться с людьми – это умение создавать атмосферу в коллективе, находить клиентов, находить партнеров, уметь продать себя, уметь продать свой товар на рынке, устроиться на работу, установить нормальные отношения в семье. Затрат никаких, а успех огромный! Во всех развитых экономиках знают, что из 100% успеха 85% составляет коммуникация. Сейчас такое турбулентное время: ситуация меняется каждый день, нужно быть очень гибким, а для этого надо иметь огромное количество контактов и выходить из любой острой ситуации.

– Но как же справиться с этим страхом? Как преодолеть барьер и начать общаться?

– Страх нужно пережить виртуально. Надо представить, что ты подошел к человеку, к которому ты боишься подойти, а он не захотел общаться – и дальше представить, что с тобой будет в течение трех минут после этого. Оказывается, ничего не будет: ты не умрешь, ты все через полчаса забудешь. Отойдешь, выпьешь воды и пойдешь по своим делам. Ты ничего не теряешь.

Иван Рудых,
Газета Дело

Мастер-класс Ирины Хакамады пройдет в Иркутске 28 сентября, в 19:30, в «Байкал Бизнес Центре»
Телефон для справок: +7 (3952) 676-122, Tabula Business School


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело