– Неужели вам совсем не страшно летать, Алексей?
– Не страшно. Некоторое беспокойство, конечно, присутствует, но не страх.
Мы с Алексеем Гердтом, генеральным директором компании «Темерсо», и его инструктором Юрием Стрекаловским садимся в кабину вертолета «Робинсон-66». Шумная «стрекоза» уверенно поднимается в небо, оставляя внизу деревья и дома. Курсанту Гердту предстоит очередной урок в небе под руководством опытного пилота.
«Зацепило!»
В небо гендиректора компании «Темерсо» занесло совершенно случайно. Никакого представления о малой авиации Алексей Гердт не имел, пока четыре года назад не поехал в другой город – в гости к товарищу.
«У него есть собственный небольшой аэродром – прокатил меня на маленьком самолете, на вертолете. И я понял, насколько это здорово, необычно. Одним словом, зацепило, – рассказывает наш собеседник. – Захотелось летать еще. И не просто пассажиром, а пилотом».
Первым делом он отправился в поликлинику: без медосмотра к полетам не допускают. «Медицинские требования для всех едины – пилот Боинга ты или простой курсант, так что я три дня провел в больнице. Зрение, сердце, давление, нервы, устойчивость к нагрузкам – проверили все».
Получив «добро» от врачей, Гердт приступил к обучению. Теоретический курс прошел в специализированной школе в Новосибирске, а практические навыки стал отрабатывать в пригороде Иркутска, под руководством опытного пилота Юрия Стрекаловского.
«Чтобы освоить все навыки управления вертолетом и получить права, нужно налетать не менее 40 часов, – рассказывает курсант. – А на деле получается больше».
Висение и авторотация
Вертолетом, по словам нашего собеседника, управлять очень сложно. Это не автомобиль, который может ехать только вперед или назад. Вертолет в воздухе может передвигаться абсолютно в любом направлении.
«Вверх, вниз, вправо, влево… А еще есть крены вбок, вращения, восходящие и нисходящие потоки, порывы ветра – все это может происходить одновременно. Самое простое упражнение, которое нужно выполнить новичку – подняться над землей и зависнуть на высоте 1-2 метра. Казалось бы, что сложного? Но не тут-то было. Несмотря на знание теории, поначалу совершенно непонятно, как удержать вертолет на одном месте. Легкий, 600-килограммовый ‘Робинсон’, на котором мы тренируемся, очень чувствителен к любым движениям пилота и внешним воздействиям. Стабильного, ровного ‘висения’ удается добиться лишь после пары десятков тренировок».
Сейчас «висеть» у курсанта Гердта получается вполне неплохо. Он освоил и другие навыки: взлет, посадку, равномерный полет. Каждый новый летный час посвящается закреплению уже полученных знаний и разбору новых задач. Как, например, выбрать в лесу площадку для приземления, определить с высоты полета, можно на нее садиться или не стоит?
«Если выполняешь упражнение сам, без помощи пилота, без замечаний – значит, научился, идешь дальше», – говорит наш собеседник.
К настоящему моменту он налетал уже около 30 часов, но самые трудные задачи у него еще впереди. На одном из завершающих занятий, например, предстоит пройти испытание авторотацией.
«О том, что это такое, я спросил во время одного из полетов у пилота в Новосибирске. Тот решил не рассказывать, а показать. Молча сбросил скорость до минимума. Вертолет начал резко снижаться – ощущения жуткие».
Умение посадить вертолет при отказе двигателя – навык, которым будущий пилот непременно должен владеть. «Вертолет так спроектирован, что даже в этой ситуации остается управляемым. Можно безопасно, хоть и жестковато приземлиться. Главное – быстро найти подходящую площадку, принять решение и сесть».
Без права на ошибку
Вертолет, по словам нашего собеседника, – вполне безопасный вид транспорта. Если, конечно, не пренебрегать правилами эксплуатации, правильно оценивать метеоусловия (нельзя, например, летать при сильном ветре или большой облачности), свои навыки и, разумеется, не садиться за управление в нетрезвом состоянии.
«Мелкие нарушения правил дорожного движения допускает каждый водитель. В авиации все совершенно иначе. Потому что все правила, как говорят наши учителя, написаны опытом – то есть большинство из них введены в результате каких-то летных происшествий.
Любое несоблюдение правил может привести к ошибке. А в воздухе права на ошибку нет. Там нельзя припарковаться к обочине, включить ‘аварийку’ и позвонить инструктору».
Все перемещения в небе отслеживаются и сопровождаются круглосуточно работающими диспетчерами. Перед каждым полетом пилот обязан уведомить их, куда направляется, на какой высоте, и назвать следующее время выхода на связь. Столкновения с другими воздушными суднами в этом случае будут исключены.
Как говорит Алексей, небо над Иркутском практически полностью открыто для полетов: нельзя летать лишь над некоторыми режимными объектами, например, плотиной ГЭС, авиазаводом: «Но мы обычно летаем за городом, чтобы лишний раз не тревожить и не отвлекать иркутян».
Основные направления полетов – побережье Байкала и окружающие его горы. «Очень люблю Хамар-Дабан и Саяны. Такая красота – постоянно туда тянет! Студентами постоянно ходили в пешие походы, но сейчас для этого свободного времени почти не остаётся. А вертолет как раз дает такую возможность: можно взять в аренду на пару дней, улететь, отдохнуть, вернуться. В отличие от самолета, вертолет не привязан к взлетно-посадочной полосе, и в этом его несомненный плюс. Можно приземлиться где угодно. Главное найти плоскую площадку 20 на 20 метров».
Цель будет достигнута
Читайте также:
Но пока это только мечты. Впереди – часы тренировок. «Можно пройти курс, сдать экзамен, получить права. Но ты должен быть уверен в своих силах, точно знать, что сможешь выполнить полет – от взлета до посадки – самостоятельно. Пока я не представляю, что Юра выйдет из кабины, и я смогу полететь сам», – признается Алексей.
Однако в том, что эта цель все-таки будет достигнута, не сомневается ни сам курсант, ни его наставник, который вполне доволен успехами ученика.
«Управление вертолетом дает уверенность в себе, помогать открыть второе ‘Я’, дарит массу ощущений, – говорит будущий пилот. – И уж, конечно, в воздухе совершенно забываешь о работе: есть только ты, небо и вертолет».
Анна Масленникова,
Газета Дело