Закон суров, особенно к тем, кто ищет пути его нарушить. К 115 ФЗ это относится в полной мере. Призванный бороться с легализацией теневых доходов, этот закон позволяет кредитным и некредитным организациям выполнять контрольные функции, а заодно «казнить», добавляя нерадивых клиентов в «черный список», и «миловать» – если клиенту удастся доказать невиновность. На какие законодательные акты можно опереться, чтобы, не стать жертвой формализма? Об этом рассказывает юрист адвокатского бюро «Рябенко и партнеры» Алина Берест.
115-Фз о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, был принят в 2001 году, но только в марте 2012 Банк России утвердил положение № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации…».
В соответствии с данным положением, банкам вменили в обязанность выявлять в деятельности клиентов подозрительные операции, которые могут быть направлены на отмывание преступных доходов. В приложении к этому положению определен перечень признаков подозрительных операций, а п. 5.2. данного положения разрешает банкам дополнять этот перечень по своему усмотрению. В письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» также обозначены признаки транзитных операций, относящихся к категории подозрительных, и перечень этих признаков расширяется.
Количество лиц, занесенных в «черный список», стремительно растет, а пройти процедуру исключения из него достаточно сложно.
Весной 2018 в Банк России были направлены очередные предложения по внесению изменений в 115-ФЗ. В числе прочих были предложения по разработке механизма защиты клиентов от необоснованных отказов банка в обслуживании или проведении операций, что грозит попаданием в «черные списки».
Теперь, согласно Указаниям Банка России от 30.03.2018 N 4759-У банки обязаны выдать мотивированный ответ на отказ в обслуживании.
Согласно Указанию ЦБ, кредитные организации должны включить в правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ новую программу, контролирующую работу с жалобой клиента на отказ провести операцию с деньгами или иным имуществом или заключить договор банковского счета (вклада). При этом принимать жалобу может любое отделение – не обязательно выдавшее отказ.
Аналогичные положения предусмотрены и для некредитных финансовых организаций.
Механизм внесудебного урегулирования споров таков:
1. Банк направляет клиенту, сведения о причинах блокировки операции;
2. Клиент представляет в банк документы, подтверждающие необоснованность принятого банком решения;
3. В течение 10 рабочих дней банк принимает решение.
По этой же программе нужно работать с запросами и решениями межведомственной комиссии, которая начала работать с 21 апреля. В нее клиент может обратиться, если банк не пересмотрел свой отказ.
В комиссию достаточно направить заявление в свободной форме.
Срок рассмотрения обращения – минимум 3 дня. Принятие решения возможно как в очной, так и заочной форме. При этом, если банк не отреагирует на запрос комиссии, это не помешает ей рассмотреть жалобу и принять решение.
Рассмотрев обращение клиента и обоснование банка, комиссия может оставить решение банка в силе либо отменить его. Решение комиссии окончательное и пересмотру не подлежит.
Читайте также:
Кроме того, действия банка по-прежнему можно сразу обжаловать в суде, однако комиссия при ЦБ рассмотрит жалобу гораздо быстрее: решение примут в течение 20 рабочих дней, и оно сразу вступит в силу. Госпошлины за подачу жалобу в комиссию нет.
Применение на практике нового порядка не исключает увеличения банками суммы комиссии для сомнительных клиентов до неподъемного уровня. В свою очередь, ЦБ сдерживать их рост не намерен.
Адвокатское бюро «Владимир Рябенко и партнеры»
Адрес: г.Иркутск, мкр. Ершовский, 26А, офис 402
Тел.: 8 (3952) 550-666. Сайт: riabenko.ru