[photo 36071]
Почему современным торгово-развлекательным центрам, которые не испытывают проблем с заполняемостью, не стоит "почивать на лаврах"? Чего не хватает современным ТРЦ уже сейчас? Какой формат ТРЦ ждёт нас в будущем? О прошлом, настоящем и будущем торгово-развлекательных центров Иркутска на Байкальском саммите недвижимости РГУД рассказал эксперт рынка коммерческой недвижимости – исполнительный директор АН "Тысячелетие" Юрий Винников.
Суровое прошлое
Чтобы понять проблемы торговых центров, которые испытывают сейчас нехватку арендаторов, Юрий Винников предложил участникам обратиться к истории и вспомнить, как зарождался рынок торговой недвижимости в Иркутске.
– В 1976-году в Иркутске был построен «Торговый комплекс», и вплоть до 90-х годов как таковых торговых центров в Иркутске не было. В 90-х годах с развитием «дикой" торговли в областном центре появились такие торговые центры как "Меркурий", "Рублёв", "Иркутский", торговые объекты ГК "Фортуна". Что их объединяло? Эти торговые центры появились на месте бывших заводов, фабрик, промышленных и административных зданий. В настоящее время они сходят со сцены, уступают позиции современным ТРЦ, которые появились буквально 7-8 лет назад. Многие из них не соответствуют современным требованиям, испытывают конкуренцию со стороны более современных ТРЦ, имеют дефицит хороших арендаторов, и, как следствие, покупатели туда уже не ходят.
[photo 36069]
Светлое настоящее
За последние годы в Иркутске появилось несколько качественных торгово-разлекательных центров. Это "Комсомолл", "Карамель", "Модный квартал", "Джем Молл", "Сильвер Молл".
– Сейчас дела у большинства из них идут хорошо: заполняемость близка к 100%, арендные ставки очень высоки, листинг ожидания достаточно длинный. Есть еще МФЦ "Новый", но по моему мнению, его нельзя отнести к успешным; он выбивается из этого списка: невнятная концепция, постоянная достройка и перестройка влияют на результат.
Кроме того, отдельно я бы отметил открытие "Леруа Мерлен". Его появление привело к тому, что торговые центры стройматериалов сейчас испытывают очень серьезную конкуренцию.
Что отличает современные торговые центры, появившиеся в Иркутске после 2010 года? Во-первых, наличие парковки. Для центра города это очень большой плюс. Во-вторых, эти центры имеют развлекательную составляющую, в-третьих, есть зона фудкорта, и в-четвертых, есть несколько крупных "якорей".
[photo 36070]
Тревожное будущее
По данным компании Knight Frank, в Иркутске достаточно высокая обеспеченность качественными торговыми площадями: по данному показателю город находится на втором месте в СФО. Это говорит о насыщении рынка торговой недвижимости.
[photo 36074]
– Несмотря на то, что у современных торговых центров на данный момент нет проблем с заполняемостью, им не следует "почивать на лаврах". Стоит отметить факторы, которые будут учитываться при реконцепции, реновации действующих центров либо повлияют на создание будущих торговых центров.
Во-первых, это демографический фактор. Население России, по прогнозам, будет уменьшаться, в Иркутской области в последние годы население также стабильно сокращается.
Во-вторых, поведенческий фактор. Идет смена поколений. Более экономически активным становится поколение Z со своими особенностями досуга и потребления. Они активно используют для покупок современные технологии, товары заказывают в интернете. И закладывать фундамент изменений стоит начинать уже сегодня.
[photo 36073]
В-третьих, интернет-торговля растет от года к году, по объемам она перевалила за триллион рублей. За 2018 год, по прогнозам, рост составит еще минимум 20-25%. Этот фактор будет влиять на формат магазинов, представленных в торговых центрах. Магазины могут использоваться как некие шоу-румы. Человек может прийти, померить, что-то тут же заказать. Тем более доставка сейчас очень сократилась по срокам. Площади выставочных залов будут уменьшаться. В целом, рост интернет-торговли будет приводить к спросу на региональные склады.
[photo 36075]
Новая реальность
Все эти факторы ведут к тому, что действующие и будущие ТРЦ будут предпринимать новые шаги, чтобы выделяться на фоне конкурентов. Сейчас, к сожалению, ТРЦ – безликие, не отличаются друга от друга ничем, кроме набора арендаторов.
– Чего не хватает современным ТРЦ? Выделяться можно с помощью интересной архитектуры. В некоторых европейских городах, в Сингапуре, в Астане такие торговые центры уже появились, они сами, как арт-объекты, привлекают гостей города, туристов, самих горожан.
[photo 36078]
В будущем площади под развлечения и досуг в торговых центрах могут быть увеличены. Кроме кинотеатров, детских центров, будут появляться спортивные, театральные зоны, концертные залы и площадки. И уже они будут выступать ядром для притяжения посетителей.
Моя любимая цитата Льюиса Кэрролла и девиз по жизни – «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Именно так бы сейчас я охарактеризовал ситуацию с торгово-развлекательными центрами.