Современный мировой тренд – форсированный переход к новому хозяйственно-техническому укладу, или так называемая четвёртая промышленная революция, – характерен и для российских предприятий. Так, ответом ОАО «РЖД» на вызовы времени стала цифровая трансформация компании. О том, как в новые реалии встраивается её филиал – Восточно-Сибирская железная дорога, Газете Дело рассказал и. о. главного инженера ВСЖД Андрей Плешко.
Технологии для пассажиров и грузов
– Основным объектом трансформации являются программы, состоящие из цифровых проектов и платформ. Под этим понимается комплекс технологических решений, обеспечивающий взаимодействие групп участников. Всего запланировано создание восьми цифровых платформ, – отметил Андрей Плешко.
Он рассказал, что, например, в рамках платформы мультимодальных пассажирских перевозок всё большую популярность приобретает электронный железнодорожный билет и электронная регистрация.
– На дороге через сеть интернет оформляется более 50% электронных билетов от общего количества проданных. Реализовано оформление виртуального транспортного требования по личным и служебным надобностям, которым активно пользуются работники дороги, – прокомментировал и. о. главного инженера. – На всех составах, курсирующих на ВСЖД, установлены модули автоматизированной посадки пассажиров, внедрена технология продажи электронных документов и услуг с использованием ПАК «Мобильный АРМ начальника поезда с функцией продажи проездных документов».
Полномасштабный переход на цифровую модель обслуживания клиентов осуществляется также на платформе мультимодальных грузовых перевозок, что позволяет сократить временные и финансовые затраты на организацию перевозок.
– В частности, реализованы технологии по оформлению 24 видов документов в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, – уточнил Андрей Плешко. – По технологии «Цифровой двойник» на ВСЖД оформлено 97,9 % документов на порожние грузовые вагоны, подходящие под условия оформления. В 2020 году осуществлен переход на оформление документов по технологии «Автоагент», которая представляет собой интеллектуальный технологический процесс последовательного автоматического оформления перевозочных документов на отправку грузов и порожних вагонов с использованием системы ЭТРАН.
Кроме этого, в рамках электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» на ВСЖД внедряется пилотный проект по перевозке угля для нужд предприятий ЖКХ и энергогенерирующих компаний Иркутской области. Проект объединяет в одном информационном пространстве всех участников транспортно-логистического рынка при четком и прозрачном алгоритме работы.
Независимо от времени суток
Среди наиболее популярных и востребованных у клиентов сервисов Андрей Плешко назвал Центры продажи услуг, которые работают в Иркутске, Улан-Удэ, Северобайкальске и Тайшете.
– Главное преимущество центров – доступ потенциальных и существующих клиентов к транспортным продуктам ОАО «РЖД», индивидуальный подход к клиентам и предоставление актуальной информации об услугах в сфере железнодорожного транспорта, – рассказал он. – За первое полугодие текущего года специалисты ЦПУ обработали свыше 12,5 тысячи обращений, заключили более 700 договоров с новыми пользователями услуг железнодорожного транспорта.
Контейнерные сервисы – ещё одно очень актуальное направление, на которое обращает внимание специалист. По информации Андрея Плешко, с начала 2020 года с Восточно-Сибирской железной дороги отправлено 437 контейнерных поезда более чем в 40 направлениях.
Кроме того, в последнее время большой интерес у грузоотправителей и собственников подвижного состава вызывает услуга «Грузовой экспресс», которая позволяет увеличить надежность доставки груза «точно в срок», обеспечить гарантированный вызов продукции и сократить оборот вагонного парка. За 1 полугодие текущего года в рамках этой услуги отправлено более 3,8 тысяч вагонов.
– Популярны у грузоотправителей Иркутской области и Республики Бурятия электронные сервисы, упрощающие транспортно-логистический процесс и терминально-складские операции с грузами, в том числе предоставление схем погрузки и крепления груза, не предусмотренные техническими условиями, – пояснил Плешко.
Кроме этого, для потребителей уже стал привычным такой информационный ресурс, как «Личный кабинет клиента ОАО «РЖД» в сфере грузовых перевозок», который доступен пользователю в сети Интернет, а также в виде Мобильного приложения (Google Play и Арр Store). Он внедрён в работу ВСЖД с 2018 года и помогает реализовать участнику грузоперевозок около двадцати различных сервисов. Не менее востребован и «Единый call-центр ОАО «РЖД» по грузовым перевозкам».
– Работа в online-режиме позволяет клиентам независимо от времени суток и территориальной удаленности получить необходимую, достоверную, а главное –актуальную информацию, – подчёркивает Андрей Плешко.