«Для меня «бизнес» – страшное слово, абсолютно неродное, бездушное, – признается основатель экостолярного производства «Долгожитель» Николай Бубнов. – Наша компания – это свое дело, труд, призвание». В новом цехе, где пахнет свежей стружкой, за массивным столом из пирамидального тополя, сделанным специально к нашей встрече, мы говорим о столярном ремесле, вере в дело, производстве, воспитании кадров, эксклюзивных проектах и бренде, изменившем курс компании.
Дело жизни
Николай Бубнов убежден: не мы выбираем призвание, оно выбирает нас. Именно так случилось в его жизни: после окончания школы он волею судьбы попал на столярное производство. Опытные мастера с советской закалкой, умевшие творить настоящие шедевры из дерева даже без высокотехнологичных станков, заразили и вдохновили будущего предпринимателя: «Родители всегда учили быть хорошим человеком, стремиться к настоящему. Дерево стало для меня синонимом настоящего, натурального, а столярное ремесло – призванием, делом жизни».
Путь к собственному столярному производству был постепенным, поступательным. В течение 20 лет Николай нарабатывал опыт, собирал команду единомышленников. «У нас, к сожалению нет институтов, где учили бы в комплексе и как «палки строгать», и как реализовать готовые изделия, и как правильно себя позиционировать, беседовать с заказчиком. Но, если у тебя есть воля, желание, стремление, ты потихоньку создаешь этот продукт – производство».
Сегодня компания «Долгожитель» – это более 20 сотрудников: столяров-мебельщиков, маляров, монтажников, менеджеров, бухгалтеров, три десятка станков и собственный двухэтажный цех площадью более 1000 «квадратов» на Александровском тракте.
Производство работает в двух направлениях: эксклюзивные премиальные заказы по индивидуальным проектам и «поточная» продукция. «Я считаю, что именно развитие производства является самым логичным и быстрым развитием нашей страны», – убежден предприниматель.
Найти своих
О команде «Долгожителя» Николай говорит с большой теплотой. По его словам, большинство сотрудников пришли в компанию совсем «зелеными», неопытными. «Из них мы лепили, как из пластилина, мастеров, специалистов, поднимали самооценку, чтобы каждый в контакте с заказчиком вел себя уважительно, уверенно, ценил то, чем занимается. Команда, которая собралась, идет с нами в ногу. У нас нет такого, что человек разворачивается, хлопает дверью и уходит. Нет. Мы создали в коллективе дружескую атмосферу. Шьем спецодежду на заказ, каждому сотруднику. В компании все друг друга ценят, поддерживают».
С особым уважением Николай рассказывает и о своем компаньоне Максиме Курловиче. По словам предпринимателя, он давно осознал, что свернуть горы в одиночку невозможно, и долгое время искал надежного напарника. «С 2002 года я пробовал работать в партнерстве с разными людьми, но никто не мог удовлетворить мои потребности. В 2014 году, когда компания проходила через жесткий кризис, появился Максим – и сразу стал полноценным звеном команды, моей правой рукой. Он каждый день учится, слышит, чувствует, понимает, он знает, что нужно делать, и самое главное – это порядочный человек. Все наши достижения теперь кратны 50/50».
Так же – поровну – делится и работа по управлению компанией. Николай отвечает за коммуникации с заказчиками, позиционирование «Долгожителя» на рынке, на плечах Максима – организация труда и внутренние процессы. «Производство – творческое дело. Это не помидорами торговать, когда один коробки таскает, а второй – за кассой стоит, – поясняет наш собеседник. – Здесь работает именно тандем, взаимная помощь. Кто-то силен в одном, кто-то – в другом. Мы дополняем друг друга».
Верить до конца
В новом цехе, где пахнет свежей стружкой, за массивным столом из пирамидального тополя, сделанным специально к нашей встрече, мы говорим о столярном ремесле. Фото: Андрей Фёдоров
2014 год, по словам Николая, стал самым большим испытанием на прочность для компании. Арендованная площадка, большая кредитная нагрузка, экономический кризис – трудности росли как снежный ком. «Вопрос – как себя в этом случае вести. Я считаю, верить надо всегда. Если человек верит до конца, он и идет до конца. Если спотыкается, видит проблему, испытывает панику – все. Это не бизнесмен, не производитель – пустышка».
Руководители «Долгожителя» верили – и действовали: «Собрали волю в кулак, сами стояли за станками, пахали 24/7, работали на убой – и выгребли». А заодно вынесли немало важных уроков. Например, поняли, что от работы на арендованной площадке пора отказываться. Путь от осознания до принятия решения, однако, занял несколько лет. В 2018 году, когда арендодатель в очередной раз попросил освободить помещение, стало ясно: откладывать больше некуда.
«Это был шестой переезд в нашей практике, и мы решили: начинаем строиться. Собрали все свои финансы, приступили к делу, но вскоре поняли, что денег не хватает, – рассказывает Николай. – Тогда мы не пошли в банки, а обратились к своим заказчикам. И среди них нашелся человек, который в нас поверил, дал нам возможность расправить крылья. У него душа тоже лежит к дереву, к творчеству, он разделяет наши ценности – и мы его не подвели».
На первом этаже цеха идёт вся работа до финишной отделки изделия: склейка, пристрожка, подгонка деталей, фрезеровка, наклейка декоров, черновая сборка. Фото: Андрей Фёдоров
Строить свое
Новый двухэтажный цех расположился на Александровском тракте. Изначально планировали построить 800 «квадратов», но уже вышли за 1000. Число заказов существенно увеличилось за последние годы, производственные мощности выросли и потребовали дополнительных функциональных помещений. Так появились склад для хранения сырья, котельная, помещение для проведения семинаров для дизайнеров и архитекторов, а также класс для обучения персонала и новых кадров, ведь, как говорит наш собеседник, «нужно растить новое поколение и приучать к труду».
«На первом этаже цеха идёт вся работа до финишной отделки изделия: склейка, пристрожка, подгонка деталей, фрезеровка, наклейка декоров, черновая сборка, – проводит экскурсию Николай. – Затем изделие поднимают на второй этаж – пока вручную, но в планах сделать лифт – и там происходит финишная доводка: шлифовка, покраска».
На обоих этажах кипит работа, гудят станки. Парк оборудования «Долгожителя» включает сегодня 30 единиц. Здесь и немецкие, итальянские, китайские агрегаты, и проверенные временем советские. «Они до сих пор работают – безотказны и точны. Мы их восстановили, обновили – используем и гордимся, – улыбается Николай. – Многое в нашем деле зависит от отношения к оборудованию. Для нас станки – это тоже сотрудники. Мы их холим и лелеем».
Работа «под ключ»
Сегодня «Долгожитель» работает и с частными, и с корпоративными заказчиками по всей Иркутской области. Большинство клиентов компании становятся постоянными: возвращаются за заказом новых проектов, рекомендуют услуги экостолярного производства своим друзьям.
Любимые проекты «Долгожителя» – это дома «под ключ»: комплексная работа выгодна и компании, и самому заказчику. Фото: Андрей Фёдоров
«Мы можем сделать из дерева все: мебель, плинтуса, двери, лестницы, кухни, стеновые панели, оконные откосы, реализовать любой дизайнерский замысел. Наша линейка практически безгранична, – говорит Николай. – Часто люди приходят с запросом: «Никто не может это сделать, вы сможете?», и это как красная тряпка для нас. Мы сможем, естественно! Иначе вы бы к нам не пришли, нас бы вам не посоветовали».
Любимые проекты «Долгожителя» – это дома «под ключ»: комплексная работа, по словам Николая, выгодна и компании, и самому заказчику. «Объект «под ключ» – это муравейник, единый кластер, работающий на протяжении полугода-года. Мы – в одной связке со всеми службами: отделочниками, электриками, сантехниками, гидроизоляционщиками, прорабами. И когда все трудятся в унисон, на выходе получается хороший, качественный продукт: четкий, выверенный, аккуратный».
Заказов на комплексную работу в последние годы становится все больше, хотя позволить себе объект «под ключ» за 10 миллионов рублей может, конечно, не каждый. Впрочем, воспользоваться услугами экостолярного производства могут клиенты и с другими бюджетами: выбор большой и разнообразный.
«Мы заточены на премиальный сегмент, но это вовсе не значит, что наша продукция доступна лишь 3% населения региона. Не так давно у нас была заказчица – преподаватель университета. У нее нет больших доходов, но она ценит дерево, изысканные вещи, понимает в этом толк: копит, берет кредит – и покупает. Так что нашим клиентом может стать абсолютно любой человек, для которого натуральный материал – это ценность».
Деревьям – новую жизнь
Работа в премиальном сегменте требует особого отношения к выбору сырья – ценных пород древесины. Как говорит Николай, компании повезло с поставщиками.
«Мы нашли в Краснодарском крае людей, которые являются «санитарами леса». Они убирают деревья, которые уже отжили свое. А мы, в свою очередь, даем этим деревьям вторую жизнь. Поставки идут бесперебойно: каждые три месяца – порядка 100 кубометров материала: массива, срезов, слэбов. Везем дуб, ясень, акацию, клен, грецкий орех, карагач, пирамидальный тополь – всего около 20 пород».
Поставки идут по железной дороге. Отправка автотранспортом – дело слишком рискованное. Впрочем, и отправляя материал «по рельсам», нужно быть внимательными и осторожными.
«Мы лично ездим в Краснодар и контролируем каждую поставку, а порой и специально выбираем под клиента какой-нибудь красивый кусок дерева, – делится Николай. – Нужно обязательно проверить целостность контейнеров. Не дай бог попадет вода – мы уничтожим все. Средняя цена куба – от 200 тысяч рублей, а в контейнер входит порядка 23 кубов. Представляете, какие деньги можно потерять, если не проконтролировать процесс?»
Сила бренда
Свое дело Николай считает успешным: «Если человек радуется от того, чем занимается, понимает, что коллектив смотрит с ним в одну сторону, если дело приносит деньги – это успех».
По словам предпринимателя, компания показывает прирост на 20-30% ежегодно. Развитию во многом способствует правильное позиционирование. Бренд «Долгожитель» родился с легкой руки известного в Иркутске бренд-технолога Гомбо Зориктуева не так давно, но уже успел повлиять на курс компании.
«Впервые я пришел к Гомбо 12 лет назад. Был тогда совсем пацаном. Поговорили, вышел, понял – не готов, – рассказывает предприниматель. – И вот, спустя годы, вернулся – но уже с четким пониманием, чего хочу. Все объяснил, рассказал. Так родился новый бренд».
По словам Николая, самое важное, что подарило новое имя компании, – это самоуважение и уважение к тому, чем ты занимаешься: «Это подъем самооценки у всего коллектива, от столяра до монтажника. Это внутренняя уверенность в завтрашнем дне. Мы стали иначе себя ощущать, по-другому работать с заказчиками. Одним словом, начали новую главу».
Слово «долгожитель» – многогранное, оно объединяет немало смыслов: это и уважение своих предков и будущих поколений, и то, что дерево, благодаря столярному производству, обретает новую – долгую – жизнь. «И в бизнесе, на рынке мы тоже хотим быть долгожителями, – добавляет Николай. – Хотим, чтобы наша организация развивалась, росла, крепла. Новый бренд – это идеальное попадание в то, чем мы занимаемся, в нашу веру в свои корни и в перспективы».
Гомбо Зориктуев, бренд-технолог:
Читайте также:
– Иногда бренд «затачивается» под бизнес, а иногда – под человека, под его суть. Здесь произошло второе. «Деяния с чистым помыслом и любовью» – вот что я увидел в Николае и его команде, это и отразил в «Долгожителе».
Неодушевленный предмет воистину становится живым, если в него вложили человеческую душу. Это творения рук человека, которые идут от светлого сердца. Изготавливая их, мастер вкладывает частичку своей души. И, как правило, какое состояние было у творца в момент изготовления, такое состояние и будет транслировать нам это изделие. Бессознательно мы это чувствуем, выбирая именно этот предмет, помещая в свой дом.
Миссия «Долгожителя» проста: «Пусть долго живут и радуют ваши сердца сотворенные нами изделия, и пусть они радуют ваших детей, внуков и правнуков. Пусть передают их из поколения в поколение!»