«Жалко тратить время на готовку. Есть дела поинтереснее»
«У меня, как и у многих женщин, всегда было мало времени на готовку, – рассказывает Татьяна Шайдурова, директор компании ’Зеленый Август’. – Тратить время на мойку, чистку овощей было просто жалко, тем более, что есть дела поинтереснее».
Эта проблема и подтолкнула нашу героиню к открытию компании по производству овощных полуфабрикатов в вакуумной упаковке. В западных городах России такой бизнес уже был распространен, в Иркутске же эта ниша пустовала.
«Начали бизнес с того, что нашли помещение в Хомутово, сняли его в аренду – вместе с электроэнергией в месяц уходило 45-50 тысяч рублей, – вспоминает предпринимательница. – Друзья, родственники помогли привести помещение в порядок. Сделали ремонт, провели канализацию, водоснабжение, отопление». Потратиться пришлось и на оборудование: один только вакуумный запайщик обошелся Шайдуровой в 150 тысяч рублей. Брали потребительские кредиты.
Свой первый кредит как юрлицо «Зеленый Август» получил весной 2012 года. «Это был кредит ’Доверие’ от Сбербанка, – рассказывает предпринимательница. – Сотрудницы банка тоже сталкиваются с проблемой нехватки времени на готовку, поэтому к нашему бизнесу отнеслись более чем благосклонно. Мы получили 1 миллион рублей без предоставления залога на 3 года под 19% годовых – это были более чем приемлемые условия на том этапе».
«Начиная производство овощных полуфабрикатов, мы, конечно, рисковали, – делится наша героиня, – просчитывая бизнес, я понимала, что шанс на успех равен 50%. Иркутск тяжело принимает новинки. Но интуиция говорила: должно сработать. Сама идея бизнеса – возьмите, попробуйте, это так удобно! – перевешивала все опасения».
«Сырые, вареные, сушеные – ассортимент разнообразен»
Изначально Татьяна Шайдурова планировала заняться упаковкой зелени, но, посчитав, пришла к выводу, что это очень дорого. Перешли к овощам. Сначала это были целые очищенные овощи – морковь, картошка, свекла – потом стали резать: и соломкой, и кубиками, и медальонами. Затем решили разнообразить линейку наборами для изготовления супов – борща, щей.
С таким – уже разнообразным – ассортиментом в ноябре 2011 года компания вышла на рынок. Точкой продаж выбрали ТЦ «Сезон». «Здесь много офисных помещений, много женщин, у которых времени на готовку не хватает – наших потенциальных клиентов», – объясняет Татьяна Шайдурова. Следующей точкой стал рынок «Новый» (это было уже в декабре 2011 года), потом последовали сети магазинов «Сарделька», «Янта», «Окей» и другие.
Расширялся со временем и ассортимент товаров. Многие идеи подсказывали покупатели. Так, например, еще в декабре 2011 года предложили варить свеклу. «Смешно, но начинали мы с простой кастрюли-скороварки, – вспоминает директор компании ’Зеленый Август’. – Однако товар ’пошел’, под новый год у нас всю вареную свеклу раскупили». После этого удачного опыта предпринимательница приобрела необходимое оборудование для приготовления вареных овощей в вакууме – пароконвектомат – и поставила дело на поток. Вскоре к вареной свекле «присоединились» и другие овощи.
Еще одно направление бизнеса – сушеные овощи, смеси для приготовления различных супов. Главным плюсом этого продукта являются гибкие условия хранения. Если свежие, вареные овощи в вакуумной упаковке могут храниться до 10 дней и только в холодильнике, то сушеные могут пролежать и год в сухом, прохладном месте.
«Сушеные смеси для приготовления супов, – рассказывает Шайдурова, – оказались востребованными у туристов. Путешествовать с нашими сушеными продуктами очень комфортно: положил упаковку в рюкзак и пошел». Из восьмидесятиграммового пакетика смеси для борща (стоимость его – 108 рублей) можно сварить суп на пять порций. Добавил картошки, тушенки – туристический обед готов. «Оценили наши овощные смеси и молодые мамочки – не надо отвлекаться на нарезку и чистку – все внимание малышам!», – добавляет директор компании «Зеленый Август».
«Не всегда все в бизнесе идет гладко, – говорит предпринимательница, – случались и просчеты. Например, в прошлом году решили разнообразить ассортимент салатами из овощей, сваренных на пару. И они не пошли».
На вопрос, какое из направлений деятельности сегодня более востребовано, Татьяна Шайдурова отвечает так: «Наш бизнес сезонный. С сентября по май упор делаем на сырые и вареные овощи. Летом продаем больше сушеных: у многих ведь есть дачи, свои овощи. Кроме того, летом путешественники охотно берут в походы сушеные овощные смеси».
Кроме хозяек и туристов потенциальными клиентами «Зеленого Августа» являются различные организации. Так, компания уже работает с гостиницей «Мариотт». «Хотим выйти на городской общепит, на школы и детские сады. Думаю, наши продукты были бы им интересны», – делится планами Шайдурова.
«Используем овощи только местных фермеров»
В производстве компания «Зеленый Август» использует овощи местных производителей. Сегодня главный поставщик – Владимир Скорняков, фермер из села Ревякино Иркутского района. «Китайские овощи мы даже при большом желании не могли бы использовать, – говорит предпринимательница. – Они в вакууме не лежат, начинают сразу же чернеть, и пакет вздувается. Почернеть могут и «местные» овощи – но лишь в том случае, если в магазинах нарушаются условия хранения продукта».
В начале у Татьяны Шайдуровой была мысль открыть свое собственное фермерское хозяйство: «Даже взяли в Ревякино участок земли в аренду, но потом посчитали себестоимость и поняли, что это невыгодно».
Вообще, по словам предпринимательницы, сырье в ее бизнесе – самая большая статья затрат. И зачастую самая непредсказуемая. Цены на овощи зависят даже от климатических условий, никаких гарантий фермеры дать не могут.
Много денег уходит у Шайдуровой на развитие технологии производства: «Нужны картофелечистки, овощерезки, запайщики, сушильное, холодильное оборудование».
Тратит предпринимательница средства и на рекламу: «У меня взвешенный подход. Я сразу поняла, что в моем случае агрессивная реклама не нужна. Надо, чтобы люди привыкли».
Самым первым шагом в этом направлении стала регистрация товарного знака «Зеленый Август». Затем сделали сайт, выпустили каталог продукции.
«И в рекламе не обошлось без просчетов, – рассказывает Татьяна Шайдурова. – Например, на начальном этапе мы запустили рекламу на телевизорах в маршрутках и автобусах – она у нас не сработала. Ошиблись сначала и с роликом для телевидения – попытались совместить в одном ролике и имиджевый, и продажный».
Маркетинг, продвижение товара – одно из важных направлений в работе. «Зеленый Август» проводит промо-акции, представляет свою продукцию на таких мероприятиях, как Байкальский международный этно-экологический фестиваль «Будь!», «Конкурс походной кухни».
Сушеные овощи компания продвигает с помощью дегустаций в магазинах. «Только так человек понимает, что это такое, – говорит предпринимательница. – Наша сушка позволяет сохранить и вкус, и аромат овощей».
«Свое дело – это свобода выбора»
«Для производства два года – это очень маленький срок, – отмечает директор компании ’Зеленый Август’. – Это время у нас ушло на разработку технологического процесса, на становление производства. В следующий период развития компании (осень 2013г. – весна 2014г.) ставим главной задачей значительный рост объема продаж продукта марки ’Зеленый Август’, нашедшего уже своих покупателей». Также в планах у предпринимательницы – расширение бизнеса. Этим летом большая часть производства «переехала» в Иркутск – взяли в аренду хорошее, просторное помещение.
Собирается Шайдурова вместе с другим партнером открыть еще одно направление – производство мясных полуфабрикатов. «Этот рынок перенасыщен, но, делая качественный продукт, найти покупателя можно», – уверена она.
«Зеленый Август» – первый опыт собственного бизнеса для Татьяны Шайдуровой. «Поэтому, – говорит предпринимательница, – давать советы начинающим бизнесменам мне трудно. Все-таки я не гуру, ошибок сделала немало. Но я считаю, что нужно пробовать себя, чтобы не жалеть потом, что не попробовал. Свое дело – это свобода выбора. Но и ответственность, конечно. В первую очередь – перед собой».