Иркутск переживает самый настоящий «франшизный бум». Интерес к такому типу ведения бизнеса понятен: больше прозрачности, меньше рисков. Франшизы, как правило, приходят в наш город с запада. Обратная тенденция – развитие франчайзинга из Иркутска – пока скорее исключение, чем правило. Тем не менее, в нашем городе уже есть примеры успешных компаний-франчайзеров: это сеть пабов HARAT’S, магазин подарков «ТОМАТ» и группа предприятий «Янта». В этом номере Газеты Дело франчайзеры рассказывают, каково это – открыть и продавать франшизу и следить за работой франчайзи.
Ольга Бухарова: «’Янта’ будет представлена в каждом регионе страны»
Уже несколько лет бизнесмены в десятках городов России открывают фирменные магазины «Янты» по франшизе. С аккредитацией компании в списке Сбербанка по программе «Бизнес-Старт» франшиза «Янты» станет еще доступнее, – уверена Директор Управления франчайзинга Ольга Бухарова.
Какие требования выдвигаются к франчайзи? Какие ошибки совершают бизнесмены? В чем преимущества покупки франшизы перед открытием собственного бизнеса?
– Ольга Анатольевна, франшизы, как правило, идут в регионы из центра России. История «Янты» доказывает, что и обратное направление развития франшизы – из провинции – тоже возможно…
– Еще как! И мы – не единственные в своем роде. Вышла на российский рынок и успешно развивается франшиза «33 пингвина» из Томска. Еще один яркий пример – «HARAT’S-паб», иркутская франшиза.
Что касается нашей компании, то началом активного развития франчайзинговой сети «Янта» в Иркутске и регионах стал 2009 год. Тогда было принято решение о новом направлении развития бизнеса – по франшизе – и создано Управление франчайзинга.
– Как обстоят дела у вас сейчас?
– Франшизная сеть «Янты» успешно развивается. Мы представлены в Иркутске, Нижнеудинске, Тайшете, Уссурийске, Владивостоке, Благовещенске, Улан-Удэ, Чите, Братске. В октябре 2013 года компания была аккредитована Сбербанком как компания-франчайзер и включена в список Аккредитованных компаний в рамках кредитного проекта «Бизнес-Старт». У начинающих предпринимателей появилась реальная возможность открыть свой бизнес под брендом «Янта» на условиях франчайзинга с помощью кредитных средств. Звонки в Управление франчайзинга и Байкальский банк Сбербанка России от желающих работать под брендом «Янта» уже начали поступать.
– В какие города вы хотели бы зайти еще?
– Планы у нас амбициозные! Мы хотим быть представленными в каждом регионе нашей страны. Но стоит отметить, что наша продукция скоропортящаяся, и расширение в регионы – это расширение зоны ответственности, поэтому мы намерены продолжить работу над совершенствованием системы взаимодействия между нами и франчайзи.
– Какие условия вы выдвигаете по франшизе?
– Мы практикуем индивидуальный подход к каждому будущему бизнес-партнеру и предлагаем наиболее выгодную форму сотрудничества. Условия по франшизе очень простые: соблюдение предложенной клиенту бизнес-технологии, наличие торгового объекта в собственности или в аренде, финансовые ресурсы и желание работать. Что касается платежей, то у нас существует только паушальный взнос в размере 70 тысяч рублей, роялти отсутствует.
– Какой суммой нужно обладать, чтобы стать вашим партнером?
– Сумма вложений в проект может быть разной. Наша франшиза адаптируется под любой формат торгового объекта – от супермаркета до торговой точки на рынке.
– Каких затрат ждать бизнесмену?
– Основные статьи затрат – это ремонт торгового объекта, закуп необходимого торгового оборудования для реализации фирменной продукции, закуп товара, операционные расходы.
– Бывали ли у вас неудачные опыты сотрудничества: франчайзи не справился, точку пришлось закрыть? Какие ошибки совершают бизнесмены?
– От рисков в бизнесе никто не застрахован. Во франчайзинговой деятельности тоже бывают случаи невыполнения обязательств, неудачные опыты.
Выбрать франчайзи не просто. Если он выбран без должной тщательности, то может в дальнейшем нарушить принятые в сети франчайзера стандарты, методы и принципы ведения бизнеса, что, в конечном счете, может привести компанию-франчайзера к потере репутации.
Нередко франчайзи ориентируется на минимальный размер инвестиций в проект, уже на подготовительном этапе вкладывая буквально последние деньги. При этом дальнейшее функционирование бизнеса франчайзи поддерживать уже не в состоянии. Изменения условий аренды торговой точки франчайзи также могут привести к ее закрытию.
– Каким образом вы контролируете свои точки? Как и чем помогаете партнерам?
– За каждой территорией закрепляется специалист, который ее курирует. Наш менеджер обязан еженедельно посещать торговые точки и решать вопросы, возникающие в процессе работы. Также у нас существуют обучающие программы для продавцов, заведующих магазинами и собственников бизнеса.
– Назовите самые успешные точки «Янты» в Иркутской области?
– У нас множество примеров, трудно выбрать лучшего. В Иркутской области успешные франшизы в Черемхово, Качуге, Оёке, Нижнеудинске, Шелехове. В Иркутске хорошо работают точки в микрорайонах Березовый, Крылатый, Байкальский.
– В чем, по вашему мнению, состоят преимущества покупки франшизы перед открытием собственного бизнеса?
– Для покупателей франшизы «Янта» решены многие организационные и маркетинговые вопросы. Ведь франшиза – это программа, которая включает помощь в создании и развитии бизнеса, рекламу, бизнес-технологии, обучение персонала. По сути, в этой схеме новичок получает продуманную и проверенную программу действий.
Читайте также:
Когда франчайзи дает согласие вкладывать деньги во франшизное предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзера, такая поддержка помогает ему избежать ошибок, которые обычно совершают другие предприниматели. Таким образом, у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со своими проблемами и рисками.
Анна Масленникова,
Газета Дело
Франшиза по-иркутски. Местные франчайзеры рассказывают о своем опыте ведения бизнеса
Игорь Кокоуров: «HARAT’S пойдет в мир»
Татьяна Люжей: «Товар «ТОМАТа» импульсный, нужен большой поток покупателей»