Магазину подарков «ТОМАТ» пошел девятый год. Приобрести подарки и открытки этой сети сегодня могут не только иркутяне, но и жители Екатеринбурга и Сургута – там открыты и успешно работают франчайзинговые точки «ТОМАТа». Как говорит генеральный директор ООО «ТОМАТ» Татьяна Люжей, немаловажным фактором для успешного развития бизнеса является правильный выбор банка-партнера, с которым не страшно в эпоху санкций и потрясений. О своем опыте она рассказала Газете Дело.
Про выбор банка. Для меня всегда существовало три банка – ВТБ24, Сбербанк, Промсвязьбанк. В 2005 году, когда нужно было выбрать партнера для бизнеса, остановилась на ВТБ24. Главными критериями при выборе банка стали его репутация и удобное месторасположение. Наверное, я не единственный бизнесмен в Иркутске, кто выбирает банк по этим принципам. Банк – это твой бизнес-партнер, и, конечно же, нужно быть уверенным в его надежности. Принимается во внимание и простой фактор «время – деньги»: важно, чтобы филиал банка был расположен удобно с точки зрения маршрутов, которые приходится каждодневно совершать. Великолепное обслуживание в ВТБ24 просто обезоруживает, прихожу в банк как к себе домой.
Вообще, мне часто поступают предложения от других банков. Я отказываюсь, поскольку считаю, что бегать от одного банка к другому бессмысленно. «Изменять» приходится только в редком случае, когда кредит нужен «еще вчера», а по большим суммам требуется больше времени и сил для заключения сделки.
Франшизу торговой марки «ТОМАТ» мы развиваем с нашими партнерами по программе «Бизнес-Старт» Сбербанка.
Про кредиты. Чтобы открыть новый магазин подарков «ТОМАТ», требуется от 1,5 до 2,5 миллионов рублей. Изъять эти деньги из оборота очень сложно – нам выгоднее прокредитоваться в банке. Кроме того, заем нередко требуется и на увеличение оборотных средств. Обычно кредитуемся на приобретение новогоднего ассортимента. Оформляем кредит летом, покупаем товар, в сентябре начинаем продавать его в опте, а в ноябре – в рознице. После праздника с легкостью возвращаем заем в банк.
ВТБ24 понимает сезонность нашего бизнеса. Это приятно. У нас летом сезонный спад, а к новому году мы снова начинаем расти – в банке этот момент учитывают при составлении графика платежей, и нам это облегчает все бизнес-процессы.
Еще один плюс верности своему финансовому партнеру в том, что в процессе работы формируются более доверительные отношения, и наша лояльность выливается в ускоренное рассмотрение кредитных заявок, снижение процентных ставок как на кредиты, так и на услуги эквайринга.
Про интернет-банк. Сегодня практически у всех банков есть интернет-обслуживание. Мы установили банк-клиент еще в 2006 году. Никогда не понимала предпринимателей, которые бегают с платежками в банк. Стоимость расчетно-кассового обслуживания с включенной услугой банк-клиента не такая уж высокая, зато настолько удобно это для бизнеса! Экономит время, нервы и силы.
Про валюты. Волнения на валютном рынке коснулись нашего бизнеса. Когда курс евро начал расти, у нас как раз были заказы у поставщиков в Европе. Но поскольку мы не завязаны только на европейском ассортименте, то решили пока приостановить эти закупки. Заодно проверили наш, отечественный, рынок. К сожалению, российские производители пока мало что могут предложить в подарочном сегменте. Пожалуй, от китайских производителей мы еще долго не откажемся. Сейчас ведем с ними переговоры и предлагаем производить оплату в юанях, а не в долларах. Транспортные расходы у нас тоже в долларах рассчитываются. Все это в итоге сказывается на цене товара. Но мы будем изыскивать все возможности, чтобы удержать цены.
Про макроэкономику. Меня немного напугала новость о приостановке обслуживания банковских карт по системам Visa и MasterCard, поскольку часто езжу в командировки – а наличные с собой никогда не беру, только карты. По случаю поинтересовалась в ВТБ24, где мне пояснили, что санкции наложены только на карты определенных банков. С одной стороны, я даже рада, что так случилось – Россия наконец-то задумалась о необходимости своей платежной системы. В целом, все санкции, которые сейчас накладываются на Россию со стороны ЕС и Америки, – это отличный толчок для нашей страны, чтобы мы развивали собственную экономику и банковский сектор.
«ТОМАТ» – зарегистрированный бренд, основан в 2005 году в Иркутске. На сегодняшний день сеть включает в себя:
- несколько магазинов – собственных и открытых по франчайзингу (Иркутск, Екатеринбург, Сургут);
- интернет-магазин на основе сайта www.tomat-podarky.ru;
- оптовое направление.