Газета Дело

Зачем иркутский бизнесмен Вячеслав Чертков ходит под парусом?

Белые паруса, синее безбрежное море, шампанское, приятная музыка – пожалуй, именно такая картинка рисуется в воображении при слове «яхтинг». На самом же деле романтики в «парусе» мало: это тяжелый труд, требующий и физического, и интеллектуального напряжения. А еще – времени и денег. Вячеслав Чертков, совладелец холдинга «Первая Автоколонна»*, в парусном спорте уже почти десять лет. Последние шесть лет бизнесмен возглавляет Федерацию парусного спорта Иркутской области. О своем хобби он рассказал Газете Дело.

«Моряками не родятся, моряками делаются»

«Никакой страсти к яхтам в детстве я не питал: модели лодок не конструировал, в регаты не ходил... В парусный спорт попал уже в зрелом возрасте, – рассказывает Вячеслав. – На лодку меня – человека сухопутного, ничего о яхтах не знавшего, – пригласил мой товарищ, который у нас на базе за зиму восстановил старую, привезенную из Японии гоночную яхту. Вот на этой самой лодке, впервые выйдя в Байкал под парусом, мы в районе Больших Котов попали в ночную грозу со всеми ее прелестями: шквал, темно, мокро и сверху, и снизу… Неприятно, особенно понимая, что вплавь до берега точно не добраться».

После этого случая Вячеслав твердо решил: если уж становиться яхтсменом, то и отнестись к этому надо серьезно. Начал читать специальную литературу, а год спустя купил свою первую лодку – 15-метровую Bavaria 50 по имени «Freedom»: «В лодках я тогда еще не особо разбирался, попросил друзей подобрать хорошую яхту по нормальной цене. Только потом понял, что чем больше парусная лодка, тем больше с нею забот. Гоночный экипаж на 50-футовой лодке – не меньше десяти человек. Больших трудов стоит собрать десять человек вместе, а ведь экипаж нужно еще и обучить, сладить, иначе победы не видать. Поэтому я через несколько лет Баварию продал и купил новую, Hanse 40, чуть поменьше, 12-метровую, благо, подготовленное ядро экипажа уже было».

Яхтинг бывает разный: и неспешные «покатушки» с друзьями, и гоночный драйв, и экстрим одиночных трансокеанских переходов: «Туризм на яхте – это, конечно, хорошо. Бывает, гости приезжают – выйдешь, отдохнешь, – говорит бизнесмен. – Но так чтобы в одиночку: поставил паруса и смотрел на заходящее солнце… Может, и такие люди есть, но я к ним не отношусь. Регаты, соревнования, азарт – вот, что действительно держит меня и моих друзей в парусе».

«Я не любитель рулить. Мне нравится быть ‘в гонке’»

«Весь романтический флер, присущий парусу, улетучивается, стоит лишь заняться делом всерьез. Спокойная вода, безветренная погода наводят тоску на яхтсмена. Даже само слово ‘яхта’ мы произносим крайне редко, чаще говорим – ‘лодка’. Это наш инструмент, достаточно сложный, без хорошей настройки лодка не ‘поедет’. Парус требует непрерывного внимания, во время гонки ты буквально держишь ветер в своих руках. С бокалом тут не постоишь», – смеется Вячеслав.

По его словам, крейсерский яхтинг – спорт исключительно командный:

«Для меня хороший коллектив на борту важнее самого факта участия в регате. Когда люди в команде комфортные, приятные, друг друга понимают – тогда и удовольствие будет, и результат».

За годы увлечения парусом у Вячеслава уже сложился довольно постоянный состав команды, к которому регулярно и с удовольствием присоединяются настоящие профессионалы парусного спорта (например, Сергей Бородинов, шкипер с 40-летним стажем).

«Мне все равно, какую роль в команде выполнять, – говорит наш собеседник. – Единственное, не сказал бы, что я любитель рулить. Когда стоишь за рулем, отвлечься на то, что происходит вокруг, крайне трудно, нужно быть сосредоточенным на парусах, на движении лодки, на том, как добиться максимальной скорости и эффективности. А мне нравится наблюдать за тем, что происходит на дистанции, разгадывать тактические хитрости соперников, самому продумывать ходы. Яхтсмены говорят, что парусный спорт – это шахматы на воде. Приятно заканчивать очередную партию финишем впереди всего флота, наблюдая с кормы горизонт, полный парусов».

«От ‘четверговок’ до Мармариса»

Чертков участвует в парусных соревнованиях и за рубежом (в Турции, Греции, Таиланде…), и дома. Причем, как он признается, ходить по морю куда комфортней, чем по Байкалу: «В море просто: стабильный ветер, длинная волна, а вот Байкал – очень сложная акватория. Это горное озеро, стабильных ветров здесь  не бывает, порой по три-четыре раза за час приходится менять паруса. Люди, имеющие опыт трансокеанских плаваний, говорят, что по сложности ветро-волновой обстановки Байкал сравним с мысом Горн».

Регат в Иркутске и области Федерация парусного спорта проводит достаточно много: «Парусное лето», «Бархатная осень», «Кубок Иркутского моря»...

«Интересная регата каждый год проходит у истока Ангары: дистанция ставится на быстром течении, – рассказывает Вячеслав. – Лодки стартуют против течения, потом спускаются, делают две петли... И бывают такие моменты, когда сила ветра становится меньше силы встречного течения. Лодки встают на якоря – чтобы не унесло, это разрешается правилами. И тут начинается самое интересное: нужно поймать момент, почувствовать, когда ветра будет достаточно, чтобы опять двигаться вперед. Кто первый поднял якорь – тот и начал движение. А  может, и назад уехал, потерял позицию».

Кроме этого, в Иркутске проводятся и еженедельные гонки – так называемые «четверговки». Все любители парусного спорта знают, что каждый четверг в семь вечера возле Ершовского водозабора можно выйти на старт и принять участие в гонке. По итогам навигации за весь сезон определяется победитель «четверговок», набравший наибольшее количество баллов.

«Впечатления от паруса доступны каждому»

«Каждая регата по-своему запоминается, они все разные, – делится Вячеслав. – Была, например, как-то ‘Бархатная осень’ – в последние выходные сентября.

К финишу третьей гонки погода испортилась, ветер посвежел. Кто-то поломался, были и порванные паруса, и столкновения. Наутро встаем – на палубе снег на два пальца, холодина, а мы в бухте Девичьей, за 15 миль от дома.

Ветер встречный, возвращаться в лавировку, в гонку или не в гонку, а домой идти все равно надо. Так и шли, сидели на наветренном борту, откренивали лодку примерзшими задницами, пальцы в перчатках не гнутся, веревки во льду, но мы выстояли, регату выиграли. Отогревались в бане. Как такое забудешь?!».

Такие впечатления доступны каждому. Заняться парусным спортом в Иркутске может сегодня любой желающий. Нет нужды покупать для этого яхту, да и рулевым и капитаном в одночасье не становятся. А опытный матрос везде и во все времена был в дефиците. «Надо просто прийти в яхт-клуб и попроситься в команду, –  говорит Вячеслав. – За спрос с вас денег никто не возьмет».

«Дорого, но интересно»

Между ведением бизнеса и яхтингом, по словам Черткова, можно провести немало параллелей. И там, и там надо уметь работать в коллективе, объединять разных людей для выполнения общей задачи, видеть сильные стороны каждого, если  нужно – подбодрить или наоборот сказать жестко, потребовать. «А еще, – добавляет бизнесмен, –  парус – это тактически сложный вид спорта, там, как и в бизнесе, много факторов влияет на принятие верного решения. Умение работать с информацией, видеть и выделять главное – это еще одно качество, которое и там, и там является важным».

«Занятие яхтингом вам, как бизнесмену, что дало?», – спрашиваем у Вячеслава. «Лучше спросите, что отняло, – смеется он. – Очень много времени и денег».

Вообще заниматься парусным спортом можно и без огромных затрат (главное – попасть в команду и зарекомендовать себя в ней, деньги нужны будут только на экипировку и питание). А вот покупка и содержание лодки стоят немалых денег.

Так, по словам Вячеслава, если до декабрьских событий далеко не новая 30-футовая японская лодка стоила порядка полутора миллионов рублей, то сегодня ее покупка обойдется в 2,5 миллиона. К этой сумме нужно прибавить совсем немалые ежегодные расходы на поддержание яхты в надлежащем состоянии.

«Люди по-разному относятся к лодкам. Кто-то тратит по-минимуму: пока не порвалось, не сломалось что-то – не поменяют. А я на своей лодке стараюсь не экономить, беру лучшее из того, что есть, – говорит бизнесмен. – Комплект гоночных парусов обходится в 20-30 тысяч евро, хватает их года на три, веревки меняются чаще и тоже недешевы. Плюс к этому, каждый год – окраска подводной части необрастающей краской, полировка корпуса, текущее обслуживание. Хобби недешевое, но интересное и дарящее радость. А самое главное – парусом можно заниматься всю жизнь, ведь старых яхтсменов не бывает».

Анна Масленникова,
Газета Дело

Справка
* ГК «Первая Автоколонна»
– официальный дилер Mercedes-Benz, Porsche, Volvo, Jaguar, Land Rover, Ford, Mazda в Иркутской области. Салоны всех марок расположены на территории «дилерской деревни» на улице Ширямова в Иркутске.

Материалы сюжета "Стиль жизни":
Все материалы сюжета (26)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело