Газета Дело

Иркутские бизнесмены – о девальвации и ее последствиях

Вести бизнес сегодня – все равно, что сидеть на пороховой бочке. «Черный понедельник» 24 августа в очередной раз заставил задуматься о том, как сильно мы зависим от внешних факторов. Газета Дело спросила у иркутских предпринимателей, что они думают о текущей ситуации в экономике и какие меры предпринимают, чтобы удержаться на плаву.

«Туризму сейчас очень плохо»

Антон Раменский, генеральный директор «Heydaytour – Молодежные туры»:

– Хотел бы я верить нашим чиновникам, которые продолжают в один голос говорить, что ситуация начнет стабилизироваться осенью, но не могу... Больше верю аналитикам, которые говорят, что доллар к Новому году будет стоить 75, а евро 100! Что 2016 год будет тяжелее 2015-го.

Я ищу новые проекты, новые направления, чтобы «выжить». Туризму сейчас очень плохо – все это видят, и, думается, станет еще хуже: наше государство не хочет помогать малому и среднему бизнесу.

Но меня жизнь научила давно: «Что не убивает – делает нас сильнее», никогда нельзя сдаваться!

 «Хочется сохранить бизнес и верить в лучшее»

Инга Мунина, директор ресторанов «Арлекино»:

– Такое состояние экономики никто из экспертов даже не мог предсказать, поэтому нам теперь загадывать на будущее и прогнозировать становится все труднее, непонятно, чего ожидать в дальнейшем.

Оптимизацию расходов мы начали еще в прошлом году, за этот год уже пришли к минимально возможным издержкам. Усиливаем маркетинговую активность для увеличения притока клиентов, для повышения выручки.

Проводим беспрецедентные, и это действительно так, акции, распродажи, устанавливаем минимально возможные цены. Как известно, развлечения, отдых, рестораны – одни из самых уязвимых сегментов в кризис. Поэтому дальше – просто ожидание, надежда... Хочется сохранить бизнес и верить в лучшее.

«Кризис дал новые возможности»

Арсений Митин, владелец Mavr-group («Камчатка», «Кинза», «ТеRRитория coffee»):

– На нашем бизнесе падение рубля пока не отразилось, как и в декабре 2014 года. Единственный пока минус для нас – это повышение себестоимости алкоголя и продуктов.

Кризис дал возможность сильным игрокам ресторанного бизнеса забирать закрывающиеся рестораны по привлекательной цене; арендодатели стали более лояльными, что тоже нам на руку. В конце августа мы зашли на глобальный ресторанный проект в 1000 кв.м и надеемся, что интерес к нашей отрасли останется высоким.

Наш ожидаемый спад оборота – 20-30% от общей выручки. В течение последних 10 месяцев мы не сократили ни одного сотрудника по причине кризиса. Стараемся оптимистично смотреть на ситуацию, но, если потребуется, примем оптимизационные меры, такие как переход на другое сырье и уменьшение количества сотрудников сети.

Также считаю, что скачки курса – явление двух-трех месяцев. Будем подстраиваться под сегодняшние реалии и не терять вектор на развитие сети.

«Я бы предпочла не сгущать краски»

Юлия Мунина, директор салона штор «Дэворэ»:

– Меня как бизнесмена, конечно, волнуют эти вопросы, но как женщина я далека от политики.

Я бы предпочла не сгущать краски. Одно то, что вы спрашиваете об этом, создает впечатление, что ситуация аховая и катится под откос.

Я смотрю на это оптимистичнее и предлагаю увидеть возможности каждого из нас. Что я могу в этой ситуации? 1. Могу экономить свой бюджет, тратить деньги только на самое нужное. 2. Откладывать часть средств и делать накопления на крупные покупки. 3. Позаботиться о своем здоровье и пересмотреть свой рацион, это только на пользу организму. 4. Учить детей быть рациональными – им это в жизни очень пригодится. 5. В бизнесе улучшать качество услуг. Важно уважительное, доброжелательное общение. Этого нам так не хватает. 6. Пересмотреть, какие услуги у людей сейчас самые востребованные, и предоставлять именно их. 7. Создавать круг общения из людей, которые обладают знаниями и качествами, которых у меня нет. Это способ обмена, поддержки и взаимовыручки. 8. При всей экономии не забывать про отдых. Это могут быть как прогулки по берегу Ангары, Байкала, так и дальние поездки. 9. Общение в семье! Сейчас, на мой взгляд, отличное время для единения семьи. Мы стали относиться к близким очень поверхностно. Наше общение сводится к «добрый день», «как дела», «все хорошо». Нет глубины, нет понимания. А людям очень нужно теплое, открытое, искреннее общение. 10. Никогда не опускать руки, не вешать нос, как бы тяжело ни было на первый взгляд. Жизнь всегда дает уроки по плечу.

«Мы еще не на дне кризиса»

Юлия Сагдеева, основатель компании «Бюро Кадастровых Инженеров»:

– Я думаю, что осенью доллар будет продолжать расти. Конечно, в нынешней экономической ситуации очень сложно прогнозировать, но мы еще не на дне кризиса, ситуация будет ухудшаться.

Что собираемся предпринять? По прогнозам, следующая стадия кризиса – начнут лопаться банки. Мы приняли решение и переходим на юридическое обслуживание в другой, более надежный банк.

Наш бизнес относится к категории необходимых клиенту, поэтому оказываемые компанией виды услуг востребованы даже в это тяжелое финансовое время. Однако стоимость на работы в нашей сфере по Иркутску сильно упала. Чтобы прибыль оставалась прежней, нам надо увеличить оборот выполняемых работ. Именно по этой причине мы открыли филиал в ТЦ «Юбилейный».

«Девальвация уже отразилась на автобизнесе»

Павел Лабуренко, генеральный директор ООО «Кузьмиха-сервис» Автоцентр Кузьмиха (официальный дилер SsangYong – Иркутск):

– Как мне кажется, курс доллара поднимется еще максимум до 80 рублей, а затем чуть снизится – не ниже 60 рублей за доллар. Далее с аналогичным интервалом ситуация будет повторяться, но однозначно рубль будет продолжать падать относительно доллара и евро, поскольку никаких, на мой взгляд, положительных сдвигов в экономике страны, к большому сожалению, не произошло. Плюс ко всему продолжается падение цен на нефть и остается по-прежнему напряженной ситуация вокруг Украины.

Очередной виток девальвации уже негативно отразился на отрасли в целом – по данным АВТОСТАТА, только 16 из 47 автопроизводителей в августе этого года не подняли цены на свои автомобили, и все это на фоне продолжающегося снижения покупательской способности населения. Что же касается нашего бизнеса, то мы к подобным сценариям готовы.

В связи с колебаниями курсов предпринимаем ряд мер. Вносим в договоры с поставщиками и партнерами так называемые «валютные оговорки»: фиксируем цены на продукцию в рублях на конкретный период, это дает нам некоторую защиту при резком изменении курса валют. Осуществляем увеличение «страховых запасов» самых ликвидных и маржинальных товаров, что, в свою очередь, способствует выполнению обязательств перед поставщиками по объемам, сохраняет нашу маржу и позволяет нам дольше конкурентов удерживать розничные цены на одном уровне некоторое время.




Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело