Что общего у банков и автодилеров, чем опасны свадьбы в кредит, что сделать, чтобы экономика в Иркутске начала развиваться и о многих других интересных вещах рассуждает Геннадий Горбачев, бизнес-тренер, коуч, ведущий тренер в академии ораторского искусства «Мастер Слова», в нашей постоянной рубрике «Популярные финансы».
Про банки. Я пользуюсь услугами Сбербанка и Райффайзенбанка. Сбербанк выбрал, когда был студентом и получал небольшие денежные переводы от родных. Сейчас у меня там дебетовая карта и вклад под 6 % годовых. Его я использую исключительно для того, чтобы туда вливать деньги, которыми я воспользоваться пока не могу.
Райффайзенбанк использую как юрлицо – у меня там лицевой счет. В целом, мне нравится, как в Райффе со мной работают: не наседают, не навязывают услуги, а корректно объясняют – чем будет мне полезен тот или иной продукт.
Про изменения в банках. Банковских сотрудников сейчас стали сильно «прокачивать», обучать. Заказывают корпоративные тренинги. Более того, есть и те, кто занимается индивидуально. Я вижу, то больше половины участников моих тренингов готовы развиваться – потому что в них закладывают, видимо, в банковской структуре, что, если ты хочешь работать и будешь делать очень много – ты станешь успешным и сможешь выработать собственный бренд. Мне очень импонирует, что есть люди, готовые по 40 тысяч в месяц платить ради своего личного обучения.
Про банковскую систему. Система всегда останется системой, вне зависимости от того, что о ней думают люди. Каждый преследует свою цель, и его мнение о системе будет зависеть только от неё. Так, если человек просто хочет сохранить деньги, без приумножения – он сможет положить на счет в надежном банке, например, 700 тысяч рублей – и в этом случае система будет работать на него. Денежные средства даже будут накапливаться, пусть и строго пропорционально инфляции. Эти самые 700 тысяч рублей через пять лет превратятся в бо’льшую сумму. Номинал останется прежним, однако их цена за пять лет немного упадет. Если с этой точки зрения говорить, то да, банк – это хорошая система. А вот если говорить с позиции человека, которому срочно нужно что-то купить, открыть бизнес, взять ипотеку… тогда это не очень это удобно.
Про кредиты. Что такое ипотека? Ипотека – это услуга. Плюс ее в том, что, получив жилье, человек может им распоряжаться – жить в нём, делать ремонт, работать, всё что угодно, главное – регулярно платить. Однако огромный минус ипотеки – итоговый процент, который потребитель платит в течение 5-10 лет. Покупая квартиру за пять миллионов рублей, за десять лет он отдаст банку девять миллионов. Не каждый человек готов расстаться с такой суммой. С другой стороны, у обычного человека сейчас почти не бывает выбора при приобретении жилья, и ипотека становится единственным вариантом. Банки об этом знают, и всегда будут предлагать этот продукт. Так же, как производители автомобилей.
Вот есть, например, автомобиль Шкода, немецкой сборки, ввозится в Россию по цене 600 тысяч рублей, которая включает в себя таможенную пошлину. Не так давно в России появился собственный завод по сборке этих автомобилей. Однако стоят они точно так же 600 тысяч рублей, несмотря на то, что завод находится в пределах РФ. Владельцы завода знают: раз люди покупают эти машины за 600 тысяч рублей, то нет смысла снижать стоимость – их всё равно будут брать.
У русских людей психология работает как? Нам постоянно нужно показать окружающим, что мы чего-то в этой жизни добились. Что у нас что-то есть – квартира, машина, возможность часто путешествовать… Один из первых законов личностного роста говорит о том, что человек чувствует себя счастливым тогда, когда он что-то имеет. И банки очень хорошо на этом играют – они дают людям возможность быть счастливыми – и это хорошо. Нужна тебе эта возможность, воспользуешься ли ты ею – это уже другой вопрос. Плохо то, что именно таким образом банки манипулируют людским сознанием.
Сейчас очень популярны кредиты на свадьбу. Я говорю не про тех людей, которые берут 10-30 тысяч и быстро их выплачивают, а про тех, кто занимает более крупные суммы – 100, 300 тысяч и более. Банк просто предлагает людям быть счастливыми: «Вот, ребята, возьмите кредит на специальных условиях, под 20 % годовых – это же так мало!» Но вы будете платить пять лет, и от каждой суммы, которая остается, вы будете платить ровно 20 %. Задумайтесь: пять лет расплачиваться за один счастливый день.
Сам я брал кредит только однажды, два года назад, на сумму 60 тысяч рублей, чтобы хватило на отдых за границей. На третьем месяце оплаты допустил просрочку в один день и, испугавшись последствий, нашел способ сразу погасить кредит. После этого я дал себе установку, что ни автомобиль, ни квартиру я не буду брать в кредит, лучше я начну вкладывать в акции и облигации и получать дополнительный доход.
Про инвестиции. Я работаю с долгосрочными инвестициями. Сейчас у меня есть акции таких компаний, как Сбербанк, Мечел, Аптека 36 и 6, Россети. Некоторые компании находятся сейчас на самом низком уровне, но, по моим оценкам, скоро вырастут. В ближайшее время планирую взять также 300 тысяч и проинвестировать в какую-нибудь компанию, например, через тот же Финам.
[photo 21565]
Про финансовые принципы. Во-первых – постоянно инвестировать, а во-вторых, никогда не переставать идти вперед.
Про экономику. Люди потеряли свои настоящие ценности. Все сетуют на кризис, но продолжают покупать айфоны последних моделей. Русский человек будет сидеть дома на диване, проклинать экономику, политику, банковскую систему и… ничего не делать.
Читайте также:
Но давайте признаем, осуждать – легче всего. Зачем тратить время и силы на то, чтобы осуждать кого-то, сравнивать с кем-то? Вы просто делайте! Найдите свою нишу, и экономика зацветет! У иркутян есть огромнейший потенциал. Иркутская область, по сравнению с Красноярским краем, практически не развита: городская среда, инфраструктура – всё очень отстает. У нас каждый месяц открывается одна кофейня, закрывается другая, открывается две новых компании, закрывается три других. Это всё говорит о том, что рынок не стоит на месте, и мы в состоянии его формировать самостоятельно.
Про кризис. Переход с 2015 года на 2016-й год был очень заметным. В 2014 году люди готовы были активно покупать обучающие мероприятия ежемесячно, сейчас они покупают чуть ли не один раз в полгода. Стал сильно снижаться тендер. Если раньше стоил 600 тысяч рублей, то сейчас стоит 400. К сожалению, обучение более 300 человек в течение года сейчас не всегда рентабельно для компаний.