Бизнесу в России чуть менее 30 лет. По человеческим меркам это достаточный возраст, чтобы оставить детские комплексы, остудить юношеский пыл и поставить взрослые цели. Об уровне развития регионального предпринимательства мы решили поговорить с человеком, который может видеть одновременно и внутренние проблемы каждого предприятия, и общую картину. Это – Наталья Давыдова, директор Фонда поддержки предпринимательства Иркутской области.
Здравствуйте, Наталья. Прежде всего, хотелось бы поздравить с прошедшим днем рождения Фонда. Пять лет для такой организации – это много или мало?
– Спасибо. Пять лет – это всего лишь цифра, которая, с точки зрения бизнеса, ни о чем не говорит. Вот, помню, когда мы перевалили за 10 000 обращений к нам – это был внушительный показатель.
Именно поэтому мы к вам и пришли. Вы работаете с огромным количеством бизнесов самого разного масштаба, знаете их проблемы изнутри. Как оцениваете современный региональный уровень развития бизнеса? С какими вопросами чаще обращаются?
– Есть некий топ популярных вопросов, которые решает каждый бизнесмен. Квалифицированный персонал, особенно в производственной тематике. Знания, в том числе владельца бизнеса. Соответствие нормативам – это касается как внутреннего, так и экспортного направлений. Ну и деньги, конечно. Но все эти и другие вопросы – это лишь симптомы. Суть прячется гораздо глубже и изначально выглядит весьма неожиданно. Это одиночество.
Одиночество? В каком смысле?
– Бизнес-одиночество. Многие, особенно начинающие предприниматели, очень замкнуты. Они реализуют свои проекты в одиночку, опасаясь каких-то мифических проблем от конкурентов, контрольных органов, партнеров. И, как следствие, начинают идти по пути собственных ошибок, вместо того, чтобы избежать их.
И чем в этом случае может помочь Фонд? Индивидуальная работа?
– Не эффективно. Да, в каждом конкретном случае мы работаем очень индивидуально, и набор мер поддержки для одного предпринимателя нельзя скопировать для другого. Но мы поставили себе задачу развития предпринимательства в Иркутской области в целом, а через развитие отдельных предпринимателей этой задачи не решить. Поэтому наша главная цель – создание бизнес-среды. И чем лучше будут фоновые условия и показатели, тем легче будет каждому.
Вы сейчас говорите про такие мероприятия, как Байкал Бизнес Форум?
– Да, но не только. «Байкал Бизнес Форум», «Ярмарка Франшиз», «Форум по социальному предпринимательству» – это, говоря языком бизнес-процессов, тематические планёрки областного масштаба. Самое главное – дать возможность ежедневных коммуникаций на всех уровнях. Например «Точка кипения», которую мы курируем. Здесь есть прямой контакт со всей вертикалью власти, всеми институтами развития, профессиональными сообществами, экспертами федерального масштаба. От предпринимателя требуется только прийти и взять необходимый ему ресурс. И это происходит каждый день.
Бизнес-среда должна обладать определенными параметрами. Из каких компонентов вы её строите?
– Две основных составляющих – общение и инструменты. Причем выстроить необходимый уровень общения оказалось самой сложной задачей. Ведь, по сути, в диалоге должны участвовать в буквальном смысле все. Предприниматель в процессе развития проходит через самые разные двери, начиная с инфраструктуры ведомств, через регулирующие органы, исполнительную и законодательную власть. В зависимости от рода деятельности, он нуждается в профессиональных компетенциях юристов, финансистов, маркетологов, технологов, научных сотрудников. Десятки сфер деятельности человека напрямую связаны с путем развития предпринимателя. И общение здесь должно происходить не всегда поэтапно. Иногда необходимо, чтобы все хотя бы раз встретились.
Это вообще возможно?
– Безусловно. По крайней мере, для тех, кто стремится к таким встречам. Вы бы видели, как буквально за полгода-год меняется размах мышления и деятельности предпринимателя! Уже стандартная практика, когда к нам приходит микробизнес, зачастую ремесленный, с очень типовой задачей. Пока предприниматель получает меры поддержки по своему запросу, осматривается, понимает всю глубину возможностей, знакомится с нужными людьми и ставит новые цели, в разы более амбициозные!
Есть примеры таких трансформаций?
– Десятки и сотни! Возьмем, к примеру, программу «Мама-предприниматель», в которой приняли участие около 30 мам, имеющих только идею. Сейчас более половины из них успешно реализовали свои проекты и вернулись к нам уже с задачами масштабирования. Другая программа – «Азбука предпринимателя». Она также нацелена на тех, кто делает первые шаги в бизнесе. Некоторые участники, прошедшие её, не только организовали свой бизнес, но, с нашей помощью, вывели его на международный рынок, приняв участие в выставках в Китае, Японии, Монголии.
Программа «Ап, стартап!» идет прямо сейчас и прямо во время нее уже рождено несколько перспективных проектов. Более опытные бизнесмены, начав сотрудничество с нами, выходят на новые уровни производства, запускают франшизы, получают контракты с крупными федеральными заказчиками, начинают экспортную деятельность.
От чего зависит конечный результат?
– От желания идти. Мы работаем с предпринимателями. Предпринимать – значит действовать. Ставить цели и находить пути их достижения. Вот для тех, кто движется вперед, мы открываем двери. Встречаются люди, которые воспринимают нас как некую дотационную форму. Мол, господдержка – это дать денег на то, что он хочет сделать. А сами при этом ничего делать не собираются. Просто мечтают. Такие люди, как мы говорим, предпринимаятся.
Какова вероятность, что предприниматель улучшит показатели своего бизнеса, обратившись в Фонд?
– 100%. Здесь невозможно не получить что-то полезное, если только целенаправленно ничего не брать. Мы создали инфраструктуру, среду, цепочки событий так, что, с какой бы стороны предприниматель ни зашел, он все равно попадет в самую гущу событий. И масштаб его развития зависит только от масштаба его мышления.
Но вы работаете только с малым и средним предпринимательством?
– У нас так написано в Уставе Фонда. Но как вы можете себе представить качественную бизнес-среду без вхождения в неё крупных игроков? Другой вопрос – как малому бизнесу стать интересным для федеральных гигантов? Один из наших центров – Центр кластерного развития – как раз решает такую задачу, выстраивая цепочки от малого бизнеса к федеральным закупкам при помощи отраслевых кластеров различного уровня. Другой наш центр – Центр поддержки экспорта – нацелен на вывод предпринимателей Иркутской области на международный рынок. И такие результаты уже есть, хотя этому инструменту всего несколько месяцев. Так что мы работаем на всех уровнях, в зависимости от задач бизнеса.
Итак, если коротко сформулировать, что такое Фонд поддержки предпринимателей через пять лет после создания?
– Это инфраструктура, создающая бизнес-среду и обладающая набором прикладных инструментов. С нами предприниматель может сделать первые шаги – сформировать бизнес-идею, оформить её в соответствии с законодательством, получить необходимые пакеты документов, а далее... Далее эффективно развиваться, учитывая накопленные знания, технологии, методики, возможности. И развитию этому нет предела ровно настолько, насколько человек готов идти вперед. Если у предпринимателя есть цель, мы откроем перед ним любые двери.
Звучит амбициозно, уверенно. Как предприниматели воспринимают такие возможности?
– Порой парадоксально. Есть некоторые стереотипы, связанные со словами «господдержка», «фонд». Люди порой готовы ходить на мастер-классы приезжих экспертов, покупая участие за серьезные деньги. Мне не хотелось бы переходить на личности, но качество и актуальность знаний на таких семинарах иногда оставляет желать лучшего. А мы предлагаем современный опыт региона, собранный в пошаговые цепочки развития. И предлагаем это бесплатно. Это почему-то пугает людей.
Бесплатный сыр в мышеловке. Этот стереотип?
– Видимо, да. Иногда до нас доносятся абсолютно абсурдные опасения, например, «они украдут мою идею», «они захотят процент от бизнеса». Но все гораздо проще: государству выгодно, если малый и средний бизнес активно развиваются. В США, Европе, Азии доля населения, занятая в таком виде деятельности достигает 40-70 %. У нас – около 25 %. Поэтому единственная цель существующих институтов развития – чтобы предприниматель был успешен. Государство просто инвестирует в малый и средний бизнес.
Есть неоправданные ожидания при работе с Фондом поддержки предпринимательства?
– Чаще они касаются только сроков. На это есть две причины. Первая – российский менталитет предпринимателей. Они хотят все здесь и сейчас и не имеют привычки планирования. Вторая причина – мы также плановая организация. Для осуществления необходимого объема поддержки мы должны запланировать этот объем. Поэтому, для эффективной работы нам нужны заблаговременные заявки. А заполнять заявки, анкеты, представлять документы предпринимателям кажется пустой работой. В то время как любой бизнес – это, прежде всего, планирование. Но ситуация постепенно меняется, предприниматели принимают культуру дисциплины документов. А мы со своей стороны стараемся упростить систему предоставления мер поддержки. Так что ожидания все чаще становятся реальностью.
На какие ближайшие события стоит обратить внимание?
– Одно из крупных событий – «Форум по социальному предпринимательству», к которому мы сейчас готовимся. Однако я бы рекомендовала просто подписаться на наши страницы в социальных сетях (Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России), ВКонтакте) – мы есть в каждой. Событий совершенно разного уровня и профиля очень много – каждую неделю по несколько, вы обязательно найдете интересные для развития именно вашего бизнеса. Приходите, будем знакомиться, выстраивать вашу личную формулу успеха.
Спасибо за ответы! И еще раз – поздравляем с пятилетием Фонда! Кстати, как отметили?
– Честно говоря, очень тихо. Вспомнили в последний момент и купили тортик. Мы еще не привыкли отмечать красивые даты. Возможно, к следующему юбилею приурочим большое бизнес-событие.
Будем ждать новостей!
Экскурсия по Фонду поддержки предпринимательства:
Центр поддержки предпринимательства. Здесь владелец бизнеса или его сотрудники могут пройти обучение, принять участие в акселерационных программах, получить доступ к экспертам регионального и федерального уровня.
Региональный центр инжиниринга. Все, кто связан с производством, могут получить здесь практически неограниченную поддержку. Начиная с сертификации, лицензирования, необходимых маркетинговых, технологических исследований, до проектов модернизации производства, выхода на инвестиционные инструменты и рынки реализации.
Читайте также:
Центр кластерного развития. Здесь компании-участники получают возможность отраслевой и межотраслевой кооперации в рамках организованных кластеров. Это эффективный вид взаимодействия не только для снижения издержек, но и для входа на рынок федеральных закупок.
Центр поддержки экспорта. Здесь любой предприниматель, продукция которого может быть востребована за рубежом, получит всё необходимое, чтобы выйти на международный рынок.
Центр сертификации, стандартизации и испытаний. ЦССИ (коллективного пользования) выступает связующим звеном между крупным производственным бизнесом и субъектами МСП региона и оказывает последним поддержку для повышения их производственного уровня, развития системы менеджмента качества и вывода на рынок новых продуктов.