В Газете Дело мы часто рассказываем об иркутских бизнесменах – о том, как они добились успехов, как заработали свои капиталы. Пишем о том, как и на что они эти деньги тратят, во что инвестируют. Но ведь расходы не ограничиваются вложениями в новые направления бизнеса, покупками квартир-машин-дач. Тратить деньги можно и на благие дела. Как иркутские предприниматели приходят к решению заниматься благотворительностью, с какими проблемами сталкиваются на этом пути? И вообще – зачем им это?
Александр Соболев, Благотворительный фонд «Оберег»: «Засыпаю с мыслью, что не просто так живу»
Детдома – преступление против детей
Александр Соболев – молодой, успешный предприниматель, отец четверых детей. Уже 10 лет он занимается не только разным бизнесом (ему принадлежат «Лазертаг», антикафе «4room», ГК «Инвест38» и другие), но и благотворительной деятельностью. За это время она стала частью его жизни.
«Когда у меня родился первый ребенок, и жена лежала в роддоме, в соседней палате женщина отказывалась от ребенка, – рассказывает Александр. – Классическая, в общем-то история: приехала из деревни, устроилась на работу, сняла квартиру. А потом случайно забеременела. Ухажер исчез, за квартиру платить нечем. Написать отказную – кажется единственным выходом. Таких случаев в Иркутске – около 110 в год. Но детдома – это преступление против ребенка. Там дети не получают любви, вырастают неприспособленными, с потребительским отношением к жизни».
Того малыша спасли – Соболевы взяли молодую маму к себе, у них она жила некоторое время. Супруги помогли ей найти работу, позднее государство выделило квартиру (женщина была сиротой). Сейчас она замужем, родила второго ребенка.
С этой истории и начался путь Александра к благотворительности. В этом году исполнится 10 лет, как он помогает людям.
Дать шанс
Первым направлением деятельности была борьба с проблемой беспризорных детей. «Я снял коттедж в Рабочем, собирал туда этих детей, человек шестьдесят там жило, отмывал, откармливал, привлекал органы опеки», – рассказывает Александр.
Но у бизнесмена начали возникать проблемы с правоохранительными органами: никто не понимал, что и зачем он делает, нужно было юридически обосновать деятельность. Тогда Александр зарегистрировал Благотворительный фонд «Оберег».
Направления деятельности стали шире. «В XIX веке в Иркутске существовали сиропитательные дома Медведниковой. Я хотел возродить эту традицию. Мэр Виктор Кондрашов 4 года назад дал нам в аренду здание. И оно стало домом для десятков людей – бомжей (ночлежка рассчитана на 20 человек этой категории), одиноких матерей, многодетных семей, которые оказались в трудной ситуации». Работают в «Обереге» также пункт приема и раздачи вещей и социальный детский сад. Изначально садик был рассчитан на 18 детей, сейчас в нем по списку – 36 воспитанников. Все матери этих малышей работают – это главное условие пребывания ребенка в садике.
Помогает Александр не всем, часто отказывает. «Если вижу, что мать не хочет работать, пьет, прикрывается ребенком, не возьму ее. Мы постоянно работаем над качеством людей, которые живут в ‘Обереге’. Мы даем им крышу над головой, еду, одежду, но и они должны что-то делать: найти работу, бросить пить – и уйти от нас. Мы не общежитие».
Александр дает людям шанс – на лучшую жизнь. Далеко не все находят в себе силы им воспользоваться. Но бизнесмен убежден: даже если один из десяти смог подняться, начать новую жизнь, это уже результат.
Смысл жизни
«Зачем я это делаю? Вряд ли я смогу дать точный ответ на этот вопрос, – говорит Соболев. – В политику я не собираюсь – один раз туда залез, не понравилось. Я это делаю точно не ради пиара. Ни в какой религиозной организации я не состою – так что цели выслужиться перед Богом тоже не стоит. Просто в этом – смысл жизни. Каждый вечер я засыпаю и знаю, что не просто так живу. 120 человек у меня сейчас здесь живет, и я знаю, что их жизнь была бы другой, если бы не было ‘Оберега’».
За время существования фонда через ночлежку Александра Соболева прошло 5 тысяч человек. В прошлом году на благотворительность бизнесмен потратил 70% своих доходов. «Это, конечно, преступление по отношению к бизнесу. Он тоже требует постоянных вливаний, развития новых направлений. Нужно найти баланс».
А вообще, чтобы делать добро, не нужно много денег, уверен Александр. «Мы принимаем еду, одежду, игрушки, всегда рады, когда к нам приходят девчонки – студентки педагогических заведений, чтобы поиграть с детьми в садике, помочь собрать их на прогулку. Я оплачиваю двух воспитателей, двух нянечек, повара, но детей очень много, помощь всегда нужна».
Анна Масленникова,
Газета Дело