Газета Дело

«Все начинается с cебя». История успеха Дмитрия Кузакова

До того, как организовать в Иркутске Региональный центр финансов и инвестиций, оказывающий широкий спектр услуг в сфере проектирования и строительства, Дмитрий Кузаков не один год трудился по найму – нарабатывал опыт в разных сферах, чтобы успешно стартовать в бизнесе. Почему он отказался от жизни в столице и вернулся в Иркутск? Как начал бизнес с сотней долларов в кармане и добился многомиллионных оборотов? Какие направления бизнеса сегодня считает наиболее успешными? Зачем ему 1000 слонов? И почему ошибаться полезно? Об этом и многом другом Дмитрий Кузаков рассказал Газете Дело.

«Чтобы выжить в бизнесе, нужно очень много знать»

– Дмитрий Николаевич, семейный бизнес в понимании многих людей – это когда родитель создает какое-то дело, а потом приглашает туда своих детей, готовит для них «тепленькое местечко». Ваша история – прямо противоположная. Вы с братом сами основали холдинг, а потом пригласили сюда отца – Николая Александровича Кузакова, заслуженного строителя России…

– Так и было. Отец пошел на пенсию в 60 лет, а человеком он был активным, дома на пенсии сидеть – не для него. И так как он всю жизнь проработал в проектной сфере, руководил институтами, мы с братом приняли решение создать для него в нашем холдинге отдельное направление – ГорПроект. Отремонтировали два этажа, купили компьютеры, мебель, оборудование, программное обеспечение – фактически за один-два месяца институт на ноги поставили. Отец возглавлял этот бизнес до самой смерти.

– То есть все-таки дети должны родителям помогать, а не наоборот?

– Папа наш очень рано осиротел, поэтому всего в жизни добивался сам. И один из принципов, которые он нам с братом внушал с самого детства, – что мы должны самостоятельно развиваться, учиться, работать. Ни на кого не рассчитывать, в том числе, и на него. Был период в жизни, когда у нас с ним были достаточно холодные отношения: я не понимал, почему он не помогает своим детям, почему всех устраивают куда-то поближе к «теплым местечкам», а мы должны сами «барахтаться». Потом пришло осознание, что отец поступал верно.  

– Биография у вас очень интересная и многообразная, где вас только не носило...

– Да, есть что рассказать (смеется).

– До того как начать бизнес, вы и преподавателем были, и компьютерную школу возглавляли, и в разных банках работали на руководящих должностях, и коммерческим директором Российско-Итальянского завода «Ван-Тубо» побывали. Чего искали?

В первую очередь, пока занимался работой по найму, я получал колоссальные опыт и знания, которые необходимы были для того, чтобы стать успешным менеджером-управленцем. Сегодня, чтобы в бизнесе выжить, нужно очень много знать в разных отраслях. Бухгалтерия, финансы, юридическое право – все эти знания необходимы. Важны и психология управления, и знания, которые связаны с подбором команды – людей, которые поверили бы тебе и дальше вместе с тобой шагали по жизни. Генри Форд об этом отлично сказал: «Отберите у меня все мои заводы, отберите фабрики и активы мои, но оставьте мою команду, и вы увидите, я очень скоро опять стану миллионером».

Когда сегодня я смотрю на молодых людей, которые в 20 лет начинают делать бизнес, я всегда удивляюсь, потому что у них недостаточно знаний и опыта. Работа с кадрами, с персоналом – этого не прочитаешь в книжке. Бизнесом надо заниматься в более-менее осознанном возрасте, когда ты себя попробовал в разных сферах, накопил багаж жизненных знаний и ценностей.

–  Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что 2000 год стал переломной точкой в вашей жизни. Именно тогда вы начали в Иркутске свой бизнес, вернувшись из Москвы, где успешно прошли  тестирование на должность управляющего банком… Почему отказались от столицы?

–  Около года мы с женой прожили в Москве, и все было нормально, кроме невозможности принять бесконечные пробки, отсутствие искры в глазах окружающих, их «заточенность» только на деньги. И бешеный темп жизни: все несутся куда-то, как дикие зашоренные лошади, – а куда несутся, зачем? Чего хотят? В Москве не хватало брата, родителей, друзей.

А добило вот что. Я попал в очередную пробку – шесть часов ехал на работу на общественном транспорте. Стоя. Добравшись, наконец, до работы, написал заявление об увольнении, получил расчет, собрал чемоданы, купил билеты, и вечером мы с женой улетели в Иркутск. Так эпопея с Москвой закончилась. Приехал – чем заниматься? Что делать? Идею создания своей консалтинговой компании предложил брат – Николай. Мы решили, что хватит работать на дядю, будем работать на себя.

– Большой был стартовый капитал?

– Что вы, у меня в кармане было сто долларов. Уехал в Москву – 2 тысячи долларов было, вернулся с сотней. Год проработал, ничего не заработал (смеется), кроме опыта, конечно, колоссального.

– И не страшно было с таким, мягко скажем, скромным капиталом начинать бизнес?

– Мы решили, что попробовать в любом случае надо, потому что вернуться к найму никогда не поздно.

«Рентабельность в строительстве была вкусной»

– С чего начался бизнес? Что стали продавать?

– Свои мозги, знания. Занимались арбитражным управлением и банкротством предприятий, оказывали услуги финансового консалтинга. Пошли заказы, начала нарабатываться положительная репутация – клиенты поняли, что мы выполняем свои обязательства. Мы тогда уже ясно осознали, что в бизнесе самое первое правило – быть порядочным по отношению к своему партнеру.

– Потом, как я знаю, занимались лесным бизнесом. Как на него вышли?

– Мы банкротили много предприятий по всей области, в том числе леспромхозы – все они были в плачевном состоянии, все в долгах. А когда ты занимаешься банкротством предприятия, решаешь, можно ли его спасти, или единственный выход – пустить с молотка, нужно понимать до гвоздя, как работает бизнес. Какова себестоимость продукции, как формируются затраты, где можно повысить производительность, на чем можно сэкономить. Ты вынужден вникнуть в этот производственный процесс, чтобы понять, как он работает. Мы занялись лесным бизнесом, у нас было большое лесное хозяйство, 6-8 предприятий.

– Много на лесе заработали?

– Не скажу, что много. Цены на лес были тогда очень нестабильные, политика государства – непонятная, рентабельность таяла практически на глазах, а в определенный момент вообще ушла в минус.

– И вы поспешили покинуть тонущий корабль?

– Да, продали весь этот лесной бизнес и вложили деньги в строительство. К этому времени как раз решили, что в нашем холдинге будет создан проектный институт – пазл сложился, цепочка замкнулась: проектирование, строительство, эксплуатация, то есть управление объектами недвижимости. Холдинг стал оказывать услуги, что называется, под ключ.

– Когда вы заходили на строительный рынок, как его оценивали? И сейчас насколько изменилась ситуация, по-прежнему ли он так привлекателен?

– Рентабельность, когда мы заходили, была очень вкусная: квартиры покупали за 55 тысяч рублей, строили за 30 тысяч. Представляете уровень маржи? Сегодня рынок очень жесткий, конкуренция очень мощная, рентабельность низкая. Затраты увеличиваются практически на все, кирпич, арматура, цемент – все дорожает, а цены на квартиры растут не так сильно, как хотелось бы строителям. И законодательство с каждым годом только ужесточается.

– Кризис 2008 года как повлиял на отрасль?

– Мелочь вся ушла, ушли недобросовестные застройщики. Они были просто не в состоянии дальше продолжать работу, знаете, сколько обманутых дольщиков было. Люди пострадали, суммы убытков миллиардами исчислялись. Мы тогда взяли один недостроенный объект на себя – ЖК «Патриот», достроили чужое, построили свое. Считаю, получился хороший комплекс.

– А с землей под строительство сегодня в Иркутске насколько проблемно?

– А ее просто нет. Проблема есть, а земли нет. Тем более точечную застройку практически прикончили, остается только комплексная застройка. А это требует очень больших оборотных средств. Рынок сегодня серьезно поредел. И эта тенденция продолжится. 

«Чтобы управлять в России бизнесом, нужно все делать самому»

– Региональный центр финансов и инвестиций сегодня включает в себя несколько разных направлений: это и проектно-изыскательский институт, и строительная компания, и агентство недвижимости, и юридическая поддержка, и институт инженерных изысканий…

– Да, основное кредо компании – это комплексная работа по всем направлениям, как я уже сказал, услуги «под ключ».

– То есть появление каждого нового направления в холдинге было вызвано самой жизнью?

– Конечно. Если сегодня в технологической цепочке нужно какое-то звено, необходимое для выполнения тех или иных работ, то набирается команда, определяется руководитель проекта, создается юридическое лицо. Так холдинг и образовался. Нужна была оценка – появилась оценочная компания. Появилась необходимость в мощной юридической службе – создали ее. Служба Заказчика действительно нужна – для ввода одного дома документации необходимо предоставить коробки три.

– Из существующих направлений какие являются самыми востребованными, успешными, прибыльными?

– Все направления, которыми мы сегодня занимаемся, прибыльны и востребованы. Если нет востребованности – направление закрывается. Зачем нам балласт?

– На каких рынках сегодня вы себя наиболее уверенно чувствуете?

– Мы уверенно чувствуем себя везде. Иначе мы бы этим не занимались.

– То есть конкуренции не боитесь?

– Конкуренция здоровая всегда есть, и это же хорошо, это заставляет нас шевелиться, думать, развиваться. Так что все нормально. Как только конкуренции нет, начинаешь расслабляться и забываешь, что такое земля. В бизнесе принцип должен быть всегда один: высоко летишь – больно падать будет. Надо всегда ходить по земле, смотреть на вещи не затуманенными глазами.

– Точки роста холдинга в чем видите? Каких направлений сегодня требует жизнь?

– Сейчас очень интересная тема – заниматься каким-нибудь производством. Пробуем. Попробовали производство тротуарной плитки, но это направление решили закрыть – посчитали, что это неэффективно, невыгодно.

– Дмитрий Николаевич, а с разрастанием холдинга не возникало проблем в управлении?

– А чтобы управлять в России бизнесом, нужно все делать самому. Хочешь сделать хорошо – сделай сам. Только слабину дал, отпустил вожжи – все, бизнес уплыл в другую сторону, уехал, или за тебя его «уехали».

– То есть все очень завязано на личности?

– Практически все.

– Вы жесткий руководитель?

– Я просто люблю, когда все правильно. Нужно и работать, и отдыхать, просто всему свое время. А если не требовать, что положено, коллектив начинает расслабляться.

– Вы требовательны к подчиненным, а к себе?

– Это в первую очередь. Все начинается с себя, с руководителя. Если ты сам ходишь на работу как попало, как ты можешь требовать от своего работника дисциплины? Почему-то все считают, что если частный бизнес, то можно ходить на работу когда угодно. Я этого не понимаю.

«Боремся за каждый рубль»

– Сегодня вы являетесь генеральным директором ГорПроекта – института, который вы в свое время открыли для отца.

– Да, он мне по наследству достался.

– Рутинная работа?

– Можно сказать и так. Но я стремлюсь к разнообразию, любые объекты беру в работу. Если вы посмотрите наше портфолио, то увидите, что проекты очень разные. Это интересно, ты получаешь новые знания, ты вынужден разбираться. Сегодня мы, например, проектируем завод по розливу воды на Байкале. Разбираться будем во всем: и как скважину делать, и как бутылки производятся пластиковые, и как вода разливается, и как транспортируется...

– Но основной пласт проектов все-таки жилье, административные, офисные здания?

– Жилья проектируем очень много. В последнее время также очень много садиков, школ, магазинов, торговых центров, эта тема сегодня востребована. Есть госзаказы. Сейчас, например, плотно работаем с МЧС, проектируем базу на Байкале, в Турке, мощный комплекс ГИМС.

– А есть какой-то объект ГорПроекта, которым вы особенно гордитесь?

– Областная библиотека, Молчановка. Этот объект легендарный, потому что его начал проектировать еще наш папа 30 лет назад, в ГражданПроекте, за это время было сделано 4 проекта, два из них – в нашем институте. Первый заказал губернатор Есиповский, который сказал, что наша библиотека должна быть круче, чем Ленинка. Мы сделали проект в виде раскрывающейся книги, тюльпана, здание было потрясающее. Но когда посчитали стоимость – 2 миллиарда – сказали, что «книгу надо закрыть». Поэтому мы нашему «тюльпану» лепестки обрезали, получился такой кубик (смеется).

– ГорПроект ведь не единственный проектный институт в городе, конкуренция жесткая. Вы чем привлекаете клиента?

– Комплексностью предоставляемых услуг. Мы делаем не только проект, но и полный перечень исходно-разрешительной документации, готовим документы на разрешение на строительство, осуществляем авторский надзор, технический надзор, контролируем качество строительства по нашим проектам. И дальше помогаем – ведем стройку, помогаем вводить в эксплуатацию.

– А ценовая политика у вас какая?

– Договорная. Боремся с Заказчиком за каждый рубль, торгуемся. Есть такое понятие – «Справочник базовых цен в строительстве и проектировании». Иногда заказчики просят скидку 50-60% от цен, в этом сборнике указанных. Цены на проектные работы упали очень сильно, Заказчики экономят, не хотят платить лишних денег.

«Пока ты семь раз меришь, кто-нибудь другой за тебя отрежет»

– Дмитрий Николаевич, в рубрике «История успеха» мы рассказываем об успехе компаний. Но ведь чаще люди учатся не на чужих успехах, а на чужих ошибках?

– Конечно. Бизнесмены, которые сегодня реально достигли успеха, много раз ошибались. Я вам так скажу: из 10 проектов суперприбыльный один, 8 – средние, один-два – убыточные. На этих убытках бизнесмены и учатся, чтобы потом не повторить ошибок, анализируют, что было не так сделано: либо ты в партнерах ошибся, либо в своих представлениях о реализации проекта.

– У вас такое случалось?

– Разумеется. Например, у нас очень тяжело первое время шло проектирование дорог. Мы потратили много времени и сил, чтобы выстроить работу так, чтобы она была прибыльной. Потому что ошиблись в людях, которых привлекли на работу. Они нас подвели по срокам сдачи – Заказчик нас наказал штрафами. Очень важно подобрать в команду «рабочих лошадей», которые бегут с тобой одинаково.

– Вы относитесь к категории бизнесменов, которые семь раз отмерят, прежде чем отрезать?

– Не скажите, нет! Пока ты семь раз будешь мерить, кто-нибудь другой за тебя отрежет. Один из моих наставников всегда говорит: в России может не заработать денег только ленивый, потому что у нас бизнес лежит на дороге, просто наклонись и возьми его. Но только нужно его грамотно организовать, знать, с какой стороны в этот бизнес зайти, сколько денег вложить, чтобы он начал приносить прибыль. Вот и все.

– Бизнес – это работа без выходных, постоянный стресс...

– И не говорите. Чтобы бизнесом руководить, нужен огромный запас энергии и здоровья. С утра у меня одна встреча, через полчаса – другая. На одной приходится понервничать, на второй нужно улыбаться. Негативное настроение должно уже через минуту смениться улыбкой. Еще и телефоны – три штуки, и все могут звонить одновременно.

– Вы вообще не отдыхаете?

– Как работаем, так и отдыхаем. Отдых просто необходим. Я очень люблю отдохнуть на пляже где-нибудь в Таиланде, в Турции, обожаю ездить на Байкал, на Ольхон. С 15 лет ездим в бухту Песчаная, ставим там палатки, мангал, городим баню на берегу, на костре кушать готовим. Телефон не работает – благодать, тогда я и начинаю отдыхать.

– О вашем хобби и спрашивать не нужно: обстановка в кабинете говорит сама за себя, столько статуэток слонов я в жизни не видела. Откуда страсть к этому увлечению?

– Коллекция началась 20 лет назад. Тогда мне мой друг Дмитрий Караваев подарил первого слона со словами: «Будь спокоен, как слон. Ты когда-нибудь видел, чтобы слоны волновались?». У меня очень зажигательный характер, я импульсивный человек, смотрю на слонов – успокаиваюсь.

– Сколько слонов в коллекции сейчас?

– Кто бы их посчитал (смеется). Наверное, за тысячу уже, каких только нет. В основном это все подаренные вещи, со всего мира мне их друзья возят. Часть покупаю сам, на аукционах, какие-то антикварные вещи, эксклюзивные.

– Нет желания живого слона купить?

– С радостью бы, но что я потом с ним буду делать? Для него же отдельный зоопарк нужен (смеется). Кстати, шутки шутками, а один из моих партнеров-друзей хочет сделать под Иркутском развлекательный парк, в котором в том числе и зоопарк будет. Может, и для слона там место найдется.

– Будем надеяться! Дмитрий Николаевич, наше интервью хотелось бы завершить традиционным вопросом: что бы вы могли посоветовать начинающему предпринимателю?

– Учиться, учиться и еще раз учиться, постоянно находиться в поиске новых проектов, новых мыслей, новых решений. Волка ноги кормят – это про бизнесменов. А еще – не бояться рисковать. Бизнеса без риска не бывает вообще. Ты рискуешь деньгами, партнерами, связями, здоровьем. Риск каждый день, с утра до ночи. Но рисковать нужно с умом, все просчитывать. Деньги надо любить и считать – грамотно, каждый день, думать, как на выходе прибыль получить, на ошибках и убытках учиться. И, конечно, много работать и думать за всех. Потому что за все и за всех в итоге всегда отвечает руководитель.           

Анна Масленникова,
Газета Дело



Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело