Газета Дело

«Castro Cafe»: бизнес крепостью двойного эспрессо

Первую кофейню создатели сети Castro Cafe – братья Сергей и Артем Знаменские и их друг Тимур Даржаев – запустили в Иркутске еще в 2010 году. Все шло «как по нотам»: успешный старт, стремительное развитие, новые точки. А потом – драматичный декабрь 2014-го, падение доходов населения и кардинальная перестройка рынка общепита. Благодаря чему Castro Cafe удалось выстоять? Как помогло бизнесу кредитование? И зачем компании понадобилось собственное производство? Об этом нам рассказал один из основателей Castro Cafe  Артем Знаменский.

Как все начиналось

Первая точка «Castro Cafe» появилась в ТРЦ «Джем Молл» в 2010 году. Ситуация на рынке тогда была крайне благоприятной: федеральные игроки после кризиса 2008-го заморозили свое развитие и не спешили заходить в Иркутск, а торговым центрам нужны были арендаторы. Местным компаниям дали «зеленый свет».

Этим и воспользовались молодые предприниматели, уже успевшие попробовать свои силы в общепите. Москвичей презентация иркутян впечатлила: после десятков заявок о пиццериях и позных предложение открыть кофейню показалось им интересным и свежим. Этот формат тогда был еще достаточно нов для Иркутска, но управляющая компания «Джем Молла» сочла его перспективным и выделила бизнесменам не маленький «остров», на который те рассчитывали, а просторное помещение в торговой зоне.

На открытие первой кофейни Артем, Сергей и Тимур потратили порядка полутора-двух миллионов рублей. На старте обошлись без кредитов – были средства от продажи предыдущего бизнеса (столовой), личные сбережения. Помогли друзья и родственники.

В названии «Кастро» предприниматели объединили два слова – «кафе» и «бистро». Основу ассортимента кофейни составили вкусный кофе, смузи, качественные сэндвичи и салаты, которые можно взять с собой.

Формат попал «в точку» – бизнес стремительно пошел в гору. Вскоре предприниматели  открыли новую кофейню в ТРЦ «Карамель», а затем – в Иркутском аэропорту и в историческом 130-м квартале.

К кризису 2014 - 2015 годов Castro Cafe подошла успешной и стабильной компанией. События в экономике, однако, заставили пересмотреть взгляды на бизнес и многое изменить.

«Нужна диверсификация»

Артем, вы по-прежнему работаете над Castro Cafe втроем. А как же постулат о том, что в бизнесе должен быть один хозяин?

– На мой взгляд, верный постулат звучит несколько иначе: у каждого в бизнесе должна быть своя зона ответственности. Мы внесли в соответствии с этим небольшие организационные изменения: теперь я – директор Castro Cafe, Сергей отвечает за производство,  а Тимур – за сторонние проекты. Так мы движемся к диверсификации.

География точек Castro Cafe в последние годы тоже изменилась: например, из «Джем Молла» кофейня перебралась в соседний «Сильвер Молл». Вы удовлетворены выбором?

– Мы пока не можем диктовать свои условия, как крупные федеральные компании, однако нам удалось получить хорошее место – площадь на первом этаже в торговой зоне, где, в основном, расположены павильоны крупных брендов.

Точка уже себя оправдала. Здесь большой потенциал для роста: хороший трафик, кинотеатр, игровая и торговая зона. Однако, по сравнению с «Джем Моллом», в  «Сильвере» острее конкуренция: внутри больше кофеен.

В 2017 году вы открыли еще одну точку – в ТРК «КомсоМОЛЛ». Почему зашли туда не сразу?

– «КомсоМОЛЛ» открылся в разгар кризиса, и, конечно, управляющей компании пришлось непросто. Мы ждали, когда заработают кинотеатр и зоны развлечений – все-таки для кофейни нужен хороший трафик. Когда мы приняли решение зайти в ТРК, об аренде договорились буквально за пару месяцев.

Первые кофейни вы открывали на свои средства. Выручки по-прежнему хватает на развитие сети?

– Не всегда. В связи с активным открытием новых точек нам потребовались дополнительные средства. В этом году мы получили кредит.

Трудно было взять кредит?

– Нет. Нам повезло с партнером: у Альфа-Банка есть беззалоговый кредит «Партнер» сроком на три года. Это очень удобный кредит: до шести миллионов, на хороший срок, без залога и на любые бизнес-цели. Мы уже второй год работаем с этим банком по РКО, и получение заемных средств не составило труда. Банк пошел навстречу, решение было принято очень быстро, ставка по кредиту – комфортная. Важно и то, что банк не ограничивает нас с целевым использованием средств.

На что потратили заемные средства вы?  

– Кредит помог усовершенствовать собственное производство, которое мы запустили пару лет назад. Мы направили деньги  на развитие точки в «КомсоМОЛЛе» и приобрели новое оборудование. Конечно, это дало дополнительный толчок развитию компании.  

«Подушка безопасности»

Собственное производство во время кризиса – это в большей степени риск или «подушка безопасности»?

– Наличие производства важно и выгодно. Так мы можем контролировать качество продукции и себестоимость. Мы совершенствуем ассортимент: если раньше в меню Castro Cafe были только напитки, сэндвичи и салаты, то теперь к ним добавились и кондитерские изделия.

Так что, конечно, это «подушка безопасности». Мне сложно представить, как возможно иначе работать на нашем рынке. На западе кофейни заказывают продукцию у поставщиков, у нас этого нет, да и экономика другая.

Сейчас производственные мощности нашей фабрики-кухни загружены полностью, но мы планируем наращивать обороты, чтобы обеспечивать продукцией собственного производства не только свои точки, но и сторонние. Это будет отдельный бизнес и дополнительный источник дохода.

Как часто вы меняете ассортимент?

– Каждый сезон у нас появляются новые напитки. Сейчас каждый месяц – новые десерты. Потом новинки десертов будут появляться сезонно. Однако популярностью неизменно пользуется классика – капучино, латте и чизкейки. Скоро в продаже появятся конфеты, несколько новых муссов и пироги.

Кондитерский цех сейчас работает с полной загрузкой. Темпы роста такие, что сложно успевать. Надо расти качественно, и, чтобы эти объемы выполнять, нужен новый персонал.

Кадры обучаете сами?

– Да. Сейчас вузы не готовят бариста, работников кухни, кондитеров, которые могут работать сразу, поэтому  обучаем сами. Это должны быть люди, заинтересованные в развитии. В офис подбираем уже готовых специалистов, там команда сформирована, мы уже больше пяти лет работаем вместе.

«Падение остановилось»

Сегодня многие говорят о том, что кризис закончился. Вы согласны? Чувствуете «потепление» в сфере общепита?

– Главное – остановилось падение (улыбается). В целом, стало легче, но, на мой взгляд, должно пройти еще несколько лет, прежде чем мы вернемся к комфортному уровню.

Как изменилась рентабельность ваших точек?

– Общепит никогда не был высокорентабельным бизнесом. Сейчас рентабельность – около 15 %. Но растут ставки аренды, зарплаты, закупочные цены ингредиентов. Непросто позволить себе увеличивать цены для наших гостей в нынешних реалиях. Поэтому удерживать рентабельность на уровне – это задача высокого мастерства.

Кризис все-таки заставил вас поднять цены?

– Сейчас кругом много дешевых, но некачественных продуктов. Мы идем путем сохранения и улучшения качества, а цены стараемся удерживать на прежнем уровне. Если не получается – то повышать незначительно, не более 10 %. Очень помогает собственное производство: благодаря ему, мы можем контролировать составы блюд, ингредиенты.

Какая из точек наиболее успешна сегодня?

– Я бы пока никакую не выделял, чтобы не сглазить. Рынок сейчас меняется. Перестраиваются потоки клиентов ТРЦ, возникают новые пространства в городе. Места в стрит-ритейле, которые  ранее были «топовыми», сейчас теряют свою значимость. В отрасль приходят новые игроки – это естественно, идет борьба за клиента. Плюс общеэкономические явления. Поэтому сделаем оценки в следующий раз.

Будущее Castro Cafe – франшиза и новые проекты

Говорят, что Иркутск перенасыщен торгово-развлекательными центрами, и новые объекты такого формата вводить больше не планируют. За счет чего будете расти вы?

– Мы не исключаем роста кофеен вне торговых центров. У нас есть кофейня в 130 квартале, есть в аэропорту, есть в ТРЦ. Мы работаем по ситуации с разными форматами. На мой взгляд, в Иркутске много интересных мест для размещения кофеен, поэтому отсутствие новых ТРЦ не вызывает беспокойства.

Еще одна точка роста для нас, без сомнения, – фабрика-кухня. Сегодня она уже осуществляет оптовые продажи сторонним клиентам, возможно появление новых сервисов для гостей.

Каким вы видите Castro Cafe через два-три года?

– Мы делаем ставку на производство качественных продуктов. На рынке их сейчас мало. У Castro Cafe появятся новые сервисы, будут открыты новые кофейни. Есть в планах и другие проекты.

Например?

– Прошлым летом мы начали разработку проекта пекарни, надеюсь, в этом году мы ее запустим.

А франшизу делать будете?

– Будем. Как рас сейчас занимаемся ее проработкой. Нужно все сделать тщательно, ведь франшиза – это продажа готовой модели успеха, а не «кота в мешке». Главное – это стабильная работа бизнеса с прибылью и передача культуры ведения дела «Кастро». Франшиз сейчас много, нужно показать и доказать, что твоя – классная, и она работает!

Потенциальные франчайзи уже есть?

– Да, у нас немало знакомых в других регионах, готовых уже сейчас купить у нас франшизу. Но для этого пока не все готово, нужно подождать. В наших интересах гарантировать отличный результат франчайзи.

«Никогда не сдавайтесь»

Когда-то вы говорили, что кризис – лучшее время для предпринимателя. Не изменили точку зрения?

– Кризис – это хорошее время для предпринимателя. Он каждый день заставляет думать о том, какие инструменты задействовать, что предпринять… И еще это хорошая проверка на прочность. Мы её прошли. Мы за два года переработали колоссальный объем информации и проделали много работы внутри компании. Изменили подход и внутреннюю систему. Пришлось отказаться от некоторых идей, чтобы с большей отдачей сконцентрироваться на других.

И все же – это были годы развития или годы борьбы для вас?

– Тут все зависит от уровня оптимизма. Для нас эти годы – годы развития. Мы многому научились. Легко было работать в условиях стабильности, можно было рисковать. Сейчас реальность жестче, надо смотреть и принимать решения взвешенные, проверенные – либо опытом, либо исследованиями.

Что вы можете посоветовать тем, кто собирается заняться бизнесом?

– Хорошо подумайте о своих мотивах, спросите себя, зачем вам это нужно. Бизнес – это серьезная работа, и заниматься им только для того, чтобы не работать на других – не получится. Очень важно найти единомышленников и надежных партнеров.

На начальном этапе желательно вкладывать в дело свои деньги. Потом, когда бизнес окрепнет – можно подумать и о кредитовании.  Устоявшемуся  бизнесу  кредит может дать новый импульс, открыть новые возможности и  горизонты. Мы в этом убедились сами. Полученный кредит в Альфа-Банке помог предприятию выйти на новый уровень.

Главное – действуйте, будьте уверены в своих силах и никогда не сдавайтесь!


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Своё дело":
Все материалы сюжета (71)


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело