Газета Дело

«Нужно привыкнуть к новым условиям»

Кредитный портфель вырос в 2,4 раза, пассивный – в полтора. 2014 год был более чем успешен для банка ВТБ в Иркутской области. Чего ждать от 2015 года? Убавились ли кредитные «аппетиты» компаний после повышения ставок? Для кого кризис может стать точкой роста, и каким заемщикам в этом году будет дан «зеленый свет»? Об итогах-2014 и планах на год текущий руководитель дирекции ВТБ по Иркутской области Александра Макарова рассказала Газете Дело.

 «Компании заняли выжидательную позицию»

Александра Анатольевна, в 2,4 раза вырос кредитный портфель банка ВТБ в Иркутске в 2014 году. Понятно, что год в целом был благоприятен для корпоративного кредитования: в условиях санкций компаниям пришлось обращаться за заимствованиями в отечественные банки. Но только ли в этом причина успеха?

– Наш кредитный портфель по итогам года вырос до 12,4 млрд рублей. Как вы верно отметили, это в 2,4 раза больше показателей 2013 года.

Внешний фактор, разумеется, повлиял на развитие корпоративного кредитования. Огромное количество предприятий, которые ранее имели возможность производить заимствования за рубежом, стали кредитоваться в России. И в целом – если говорить о кредитном портфеле всего банка ВТБ – это благоприятно отразилось на результатах.

Среди клиентов ВТБ в Иркутске предприятий, которые активно кредитовались бы раньше на западных рынках, практически нет. Поэтому наш рост обусловлен скорее политикой банка, нацеленной на увеличение кредитного портфеля за счет привлечения хороших, качественных заемщиков, нашей активной работой на этом рынке, нежели внешними факторами.

Год назад в интервью Газете Дело вы говорили, что кредитный портфель банка ВТБ в Иркутске растет, прежде всего, за счет кредитования старых клиентов. В 2014 году эта тенденция, по-видимому, изменилась?

– Да. Главной задачей года было привлечение новых клиентов – представителей как среднего, так и крупного бизнеса – и мы с этой задачей справились. Так, на сегодняшний день у нас обслуживаются практически все городские муниципальные унитарные предприятия. Например, МУП «Водоканал» при нашей финансовой поддержке развивает инвестиционную программу «Чистая вода». Мы активно кредитовали в 2014 году и строительную отрасль (например, компанию «Сибавиастрой»), и автодилеров, и продуктовых ритейлеров…

В декабре Центробанк повысил ключевую ставку до 17%, что не могло не сказаться на ставках по кредитам. Поубавились кредитные «аппетиты» компаний?

– Разумеется, повышение ставок отразилось на активности наших клиентов. Мы всегда были банком, обслуживающим высокорейтинговые, высококачественные компании.

Наши клиенты работают прозрачно, финансово грамотно, имеют хорошую рентабельность, но пока не готовы делать заимствования по текущим ставкам. Многие компании сегодня заняли «выжидательную» позицию.

Как сильно выросла ставка по кредитам в вашем банке?

– Для каждого клиента – индивидуально, с учетом рейтинга предприятия и в зависимости от того, какой ставка была прежде. Понятно, например, что если клиент ранее платил 9% годовых, то сегодня такой ставки просто быть не может. Действующие договоры мы пересмотрели с учетом новых ставок, с каждым клиентом провели переговоры.

Хотя имели полное юридическое право повысить ставки в одностороннем порядке и поставить клиентов перед фактом…

– Имели. Но никогда так не делали и не делаем. Я считаю, партнерские отношения с клиентами в кризис должны укрепляться, а не наоборот.

«Кредитование не остановится»

В 2015 году ждать активного роста кредитования не приходится. Какие прогнозы у вас?

– Я не думаю, что кредитование совсем остановится. Крупные инвестпроекты, которые будут поддерживаться государством, импортозамещение – это будет развиваться, и многим предприятиям обязательно потребуются заемные средства. В 2015 году мы, конечно, не ожидаем таких же темпов роста, ориентируемся процентов на 12.

Какова сегодня доля просроченной задолженности?  

– Просрочка пока не растет, остается на уровне 1,9% - это гораздо ниже, чем в среднем по рынку. Есть единичные предприятия, у которых начинаются проблемы, но говорить о том, что это клиенты с потенциальными невозвращенными кредитами, нельзя. Скорее, речь идет о временных трудностях: у кого-то приостановлено финансирование из-за того, что федеральные программы пока не сдвинулись с места, кому-то партнеры – крупные федеральные сети – не торопятся отдавать долги. Мы находимся в постоянном диалоге с нашими клиентами, идем навстречу.

В этом году вы, как и прежде, планируете делать ставку на средний бизнес?

– Да. Это заложено в стратегии банка ВТБ. Таким образом, банк диверсифицирует риски. Ведь если крупный бизнес уходит, то вместе с ним уходит и огромный «кусок» кредитного портфеля. Поэтому, несмотря на то, что крупный бизнес и кредитуется по-крупному, мы действительно делаем ставку на средний бизнес. Как показал опыт прошлых лет, средние компании в кризис растут быстрее. У таких компаний больше возможностей для роста, т.к. в силу масштабов бизнеса и мобильности они быстрее приспосабливаются к изменению экономической среды.

С предприятиями каких отраслей планируете наиболее активно сотрудничать в этом году?

– Ставку делаем на предприятия, занимающиеся недрами: разведкой, добычей, переработкой. Также на продуктовых ритейлеров, сельхозпроизводителей – тех, кто будет расти в условиях импортозамещения.

«Ставки по депозитам были космические»

Пассивный портфель банка ВТБ в Иркутске в 2014 году побил все рекорды. 8 млрд рублей – в 1,5 раза больше, чем год назад…

– Действительно, такого пассивного портфеля у нас не было никогда. Из 8 млрд рублей более 5 млрд приходится на срочные средства (их объем увеличился на 65%) и около 3 млрд рублей – на остатки на счетах (по ним прирост составил 20%).

Клиенты несут свои деньги в надежные банки?

– Так и есть. За последние полтора года Центробанк РФ отозвал лицензии более чем у сотни банков, в том числе по причине рискованной политики привлечения. Располагая свободными денежными средствами, юридические лица для получения дополнительного дохода все тщательнее выбирают банки. И нам приятно, что ВТБ доверяют.

Декабрь был «горячим» месяцем для банков. После «черного вторника» население потеряло голову: снимало деньги, скупало валюту. Как вели себя ваши клиенты – юрлица?

– Такой паники, как у физлиц, конечно, не было. Но поведение все же было достаточно импульсивным. Кто-то хотел хранить деньги в рублях, кто-то пытался переложить сбережения в бивалютные депозиты. Клиенты метались, пытаясь найти для себя «золотую середину» – чтобы, если и не сильно заработать, то хотя бы не потерять.

После повышения ключевой ставки ЦБ ставки по депозитам тоже выросли. В январе – снова взяли курс на снижение. По каким ставкам привлекаете средства юрлиц сегодня?

– Да, в начале этого года ставки по депозитам были просто космическими (смеется). Мы кредиты по таким ставкам не выдавали, по каким привлекали средства. После снижения ключевой ставки на два процентных пункта ставки пошли на убыль.

Какие прогнозы по привлечению средств у вас на этот год?

– Депозитный портфель ведет себя примерно одинаково из года в год: в начале года начинает падать – потому что предприятиям нужны деньги на развитие, на финансирование деятельности, в конце года – прирастает.

Пока мы видим, что наши клиенты замерли – как и их средства на депозитах. Все пытаются понять, какие отрасли экономики в текущих условиях будут перспективными, ждут, когда государство расставит приоритеты, решит, какие проекты будут финансироваться из бюджета в первую очередь. Поэтому пока все придерживают свои средства, но очень скоро начнется время трат: кто-то пустит деньги в дело (весна – активный строительный сезон), кто-то будет более активно гасить кредиты, понимая, что суперприбылей в этом году не заработать, а значит нужно сокращать расходы.

 «Это не кризис, просто – новые условия»

Текущий кризис многие сравнивают с кризисом 2008-2009 годов. Чем отличается, на ваш взгляд, ситуация?

– Мне кажется, нельзя проводить такие сравнения, это ситуации совершенно несопоставимые. Тогда не было санкций со стороны Европы и Америки, был открыт доступ к иностранным финансовым рынкам. Но банковская система России, с другой стороны, была куда менее сильной. Сейчас ситуация другая, поэтому и кризис другой. Я бы даже не сказала, что это кризис. У страны есть хорошие внутренние резервы, запасы. Просто условия жизни поменялись – их нужно принять и перестроиться.

Что бы вы посоветовали своим клиентам в этих – новых – условиях?

– Для многих предприятий сегодня открываются огромные возможности. Тема импортозамещения сейчас как никогда актуальна. Взяв даже «дорогой» кредит сегодня, эти компании получат уникальный шанс развить свое производство в новых реалиях, увеличить долю на рынке. Важно не упустить момент.

Каким-то предприятиям, напротив, придется подзатянуть пояса – сократить расходы, «подсушить» свои кредитные портфели, продолжая при этом качественно выполнять свою работу. Президент – председатель правления банка ВТБ Андрей Костин сказал недавно в интервью: «Делай что должен, и будь что будет». И это, пожалуй, лучший совет.

Анна Масленникова,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное


Архив | О газете | Подписка | Реклама в Газете Дело