Новая реальность не изменила планы Иркутской нефтяной компании: ни один инвестпроект не остановлен. До конца года компания запустит 6 производственных объектов. Ключевые риски генеральный директор компании Яков Гинзбург видит в логистике, финансовых расчетах и инфляции. Впрочем, к любым трудностям он относится философски: компания здесь надолго, а все турбулентности – временны. Об импортозамещении, развороте на восток и новых возможностях топ-менеджер Иркутской нефтяной рассказал Газете Дело в эксклюзивном интервью на полях БРИФ’22.
О рисках: «Ключевые – логистика, расчеты, инфляция»
Яков Борисович, экономика России в очередной раз переживает эпоху неопределенности и ограничений. Какие ключевые риски вы бы отметили? Как они отразились на ИНК?
– Мы не изолированы от процессов, которые происходят в мировой и российской экономике. Конечно, введенные ограничения повлияли на компанию.
В первую очередь – сложности с логистикой: санкции были наложены и на оборудование, и на транспорт, который его перевозит. Пришлось срочно – с ранним закупом и опережающим вывозом – доставлять оборудование на нашу площадку, в Усть-Кут.
В 2020 году мы уже делали подобное: 12 тысяч километров везли через Северный морской путь большое количество крупнотоннажного оборудования для Иркутского завода полимеров. В этот раз пришлось не просто повторить, но даже превзойти прежний результат.
Какие еще трудности возникли, кроме логистических?
– Были сложности с финансовыми расчетами. Это второй аспект санкций. Мы изучили вопрос, рассмотрели разные корреспондентские маршруты, увеличили число банков-партнеров, перенастроили взаимоотношения с действующими. В целом, я считаю, этот риск тоже нивелирован.
А что думаете об инфляции? Это риск?
– Конечно. Инфляция произошла как по товарам, так и по услугам. Логистика подорожала. Некоторые запчасти, например, пришлось искать на среднеазиатских рынках, рынке Китая. Но этот процесс еще не завершился, он будет идти постоянно.
На БРИФ’22 многие компании делились кейсами по импортозамещению. Какие сложности вы здесь видите?
– Важно понимать, что импортозамещение – это долгая история. Подход «заместил на ближайшие месяцы – и всё в порядке» здесь не работает. Нужно выработать стратегию закупа товаров, услуг, которые необходимы для поддержания инвестиционных проектов, текущей деятельности компании. Мы работаем над этим.
О проектах: «Вводим шесть объектов за шесть месяцев»
Какова судьба инвестиционных проектов ИНК?
– Мы не остановили ни один из них. Более того, продолжаем набор персонала. В нашем холдинге сейчас работают уже 13 с лишним тысяч человек, с начала года мы приросли на 10%. Нам просто необходимо расти – исходя из тех задач, которые мы перед собой ставим.
Какие в приоритете?
– Прежде всего, добыть тот объём нефти, который был у нас в прошлом году. В ближайшие годы планируем держать показатели добычи на уровне 9-10 млн тонн – с учётом газового конденсата.
Также в этом году мы завершаем второй этап газового проекта, запускаем шесть производственных объектов за шесть месяцев. Это три установки подготовки природного и попутного газов, гелиевый завод, газоперерабатывающий завод (газофракционирование), расширение комплекса приема, хранения и отгрузки сжиженных углеводородных газов (КПХиОСУГ).
А спрос есть на такие объемы? Ведь рынок сбыта для российской продукции сжимается, цена снижается…
– Да, и многие, видя снижение цен на западе, хотят видеть такое же снижение на востоке. Это если мы говорим про экспортные рынки. Да и внутри страны цена находится на относительно невысоком уровне.
Вы к этому готовы?
– Мы допускали в своих моделях такие стресс-варианты, прогнозировали риски, но мы работаем в долгую. Наша долгосрочная стратегия – диверсифицироваться в переработку и глубокую переработку газа, получение продуктов, которые будут интересны на мировом рынке.
Третий этап газового проекта – строительство Иркутского завода полимеров. Нужное оборудование, я так понимаю, вы привезли. Значит, стройка идет по плану?
– Завершение строительства Иркутского завода полимеров запланировано на конец 2024 года. Пока мы эту дату не сдвигали. Завезли почти всё оборудование, завод обеспечен финансированием – в наших силах завершить проект в срок.
О будущем: «Риски открывают возможности»
Несмотря на ситуацию, которая сложилась в нефтегазовой отрасли с февраля, в финансовом плане многие компании не показывают ухудшения показателей…
– За счет высокой цены на нефть финансовые показатели, действительно, неплохие.
А у вас? Судя по налоговым отчислениям в региональный бюджет – тоже всё хорошо?
– Кризис всегда имеет отложенный эффект. Так или иначе давление на экономику, на отрасль продолжается, поэтому я бы не спешил делать выводы, опираясь на цифры первого полугодия.
Гендиректор АО «ИНК-Капитал» Марина Седых на одном из БРИФов сказала: «Не надо бояться рисков, надо их признавать и управлять ими». Вам удается?
– Дорогу осилит идущий. Все, что мы делаем в ИНК, с точки зрения управления рисками, абсолютно точно не зря. Риски имеют тенденцию повторяться. Например, лесные пожары: опыт, который мы извлекли в 2016 году, столкнувшись с этим риском, позволяет нам на протяжении шести лет справляться с этой ситуацией – несмотря на то, что она усложнялась, количество пожаров увеличивалось. Или пандемия: те моменты, которые мы отработали на первой волне коронавируса, позволили нам пережить еще четыре волны. Сегодня мы не видим здесь глобальной проблемы, потому что приняли системные меры, позволяющие управлять ситуацией.
Эксперты БРИФ не раз говорили: реализовавшиеся риски – это зачастую новые возможности для бизнеса. В текущей ситуации вы их видите?
– Конечно. Любой риск – это осознание того, на что реально способна компания в максимально сложных, жестких условиях. Поэтому кризису можно сказать спасибо за то, что мы все мобилизовались, показали лучшую версию себя.
Что касается возможностей, то они, безусловно, есть. Например, часть высвободившегося персонала западных компаний мы можем привлекать к себе на работу. А импортозамещение, однозначно, приведет к развитию отечественного машиностроения, различных услуг. Ниши не бывают пустыми. Рано или поздно формируются малые и крупные игроки, готовые оказывать услуги и производить товары мирового уровня. Кризис дает разные возможности, важно их разглядеть и воспользоваться.
Иван Рудых