Рынок косметологических услуг быстро развивается. Однообразные и «замороженные» лица – в прошлом. Как говорит директор группы компаний «Сатэль» Эльмира Сатардинова, сегодня в моде естественность и свежий вид. Как меняются пациенты и их потребности? Сказался ли на бизнесе кризис? Почему не все европейские методики подходят Иркутску? Зачем к косметологам обращаются мужчины? И за счет чего удалось вывести чемпионат врачей-косметологов «Сияние Байкала» на федеральный уровень? Об этом – в нашем интервью.
От неврологии – к косметологии
Эльмира, что для вас косметология? Медицина? Бизнес? Творчество?
– Это любимое дело, которому отдана половина моей жизни. Когда человеку нравится то, что он делает, – это творчество. Когда это получается очень хорошо – можно зарабатывать на этом деньги. Одно перетекает в другое.
Но ведь начиналось все именно с клинической медицины?
– Да. Я долго работала в неврологии. Помню, когда узнала о новом методе – ботулинотерапии – мне стало очень интересно. Оказалось, что этот метод активно применяется в косметологии. Я тогда много работала с пациентами, у которых были проблемы со спатичностью лица – новый творческий процесс меня захватил. Долгое время я работала и в неврологии, и в косметологии, два пути шли параллельно.
Но потом пришлось делать выбор?
– И он пал на косметологию. Хотя неврологическими пациентами я занимаюсь до сих пор.
Как рождалась компания «Сатэль»?
– Все началось с частной практики. Потом была тренерская работа – будучи еще неврологом, я обучала косметологов. После пришла идея продавать те препараты, на которых я учила специалистов, которые продвигала. Так появилось дистрибьюторское направление. Все это в итоге вылилось в нашу компанию: в учебно-методический центр, в клинику.
В моде свежий вид
Вы много лет работаете в сфере косметологии. Можете дать вашу экспертную оценку иркутскому рынку? Насколько он сегодня профессионален, насыщен?
– В нашем городе замечательные врачи-косметологи. Иркутск имеет высокий профессиональный уровень – несмотря на то, что мы находимся достаточно далеко от Москвы, Санкт-Петербурга, от Европы.
Не весь европейский опыт, наверное, применим здесь. У нас все-таки другие типы лиц.
– Безусловно. В косметологии сейчас большой акцент делается на том, чтобы подходить к коррекции лица с позиции индивидуальности, сохранять то, что заложено природой.
В Европе сейчас очень популярны азиатские скулы, челюстно-лицевые углы, а у сибиряков они уже есть от природы. Или гиалуроновая кислота, которая активно «льется» в Европе, где имеет место мощное фотостарение, где тонкие лица. Для них это хорошо, для нас – не очень.
Иркутск – «середина Земли», здесь живут разные народы, есть определенные «миксы» национальностей. Поэтому, конечно, необходимо знать опыт как европейских специалистов, так и азиатских.
У иркутян на что сегодня спрос? Какие услуги сейчас наиболее востребованы?
– Раньше, когда только-только появился ботулинический нейропротеин, мода была на «замороженные» лица, а также сделанные большие скулы, большие губы – некая гипертрофированность во всем. Но мода меняется, меняются вкусы. Сейчас больше популярен свежий вид: натуральность, естественность, гармония.
Внешность дает 85% невербальной информации о состоянии здоровья человека. Работа косметолога сейчас должна быть неочевидной. Она не должна бросаться в глаза. Человек должен просто свежо, естественно и молодо выглядеть.
Кризис на вашем бизнесе как-то сказался? Или косметология – не то, на чем экономят?
– Мы работаем в основном на импортных препаратах. Конечно, девальвация рубля сказалась на стоимости услуг. Определенный сегмент аудитории это затронуло. Но я не могу сказать, что они перестали обращаться в клинику – просто стали делать это реже.
Сейчас, если честно, мы кризиса вообще не ощущаем. Наоборот, за последние два года количество людей, которые к нам приходят – как ежедневно, так и ежемесячно – выросло на 40-50%.
Мужчин стало больше
Аудитория клиники, наверное, тоже изменилась?
– Безусловно. Если раньше это были преимущественно люди с проблемами – например, с морщинами, то сейчас пациенты больше думают о профилактике. Ведь красоту нужно не догонять, ее нужно сохранять тогда, когда она есть. Наш средний клиент сегодня – это женщина от 35 до 55 лет.
А мужчины – частые гости в «Сатэль»?
– Мужчин стало больше – их доля сегодня достигает 25%. Они ведь тоже хотят выглядеть ухоженными, особенно публичные люди.
Не боятся обращаться за помощью?
– Мужчин, как правило, приводят жены или коллеги по работе. Большинство представителей сильного пола волнуют проблемы, связанные с облысением, появлением морщин, фигурой. У нас для мужчин большой спектр услуг, вплоть до улучшения качества жизни с помощью органо-тканевой терапии. Есть и различные энергетические массажи, которые помогают быть в форме, несмотря на суровые будни бизнесмена.
В целом можно сказать, что косметология сегодня стала более доступной?
– Можно. Миф о том, что это очень дорого, – миф. Конечно, есть процедуры за 135 тысяч, но есть и за 500 рублей. Можно подобрать различные варианты, программы. Можно даже просто проконсультироваться с косметологом о том, как правильно умываться и подбирать себе космецевтику для ухода. На самом деле 80% результата зависит от того, как человек сам к себе относится, какими средствами пользуется дома.
Не обязательно ложиться под нож пластического хирурга?
– Конечно. Если раньше, лет 15 назад, 70% рынка эстетической медицины приходилось на пластическую хирургию, а 30% – на терапевтическую косметологию, то сейчас все кардинально изменилось: 30% – это хирургия, 70% – наша деятельность. Появилось много различных методик. Если вовремя начать заниматься, то можно сохранить себя и без похода к хирургу. Ведь самая лучшая операция – та, которая не сделана.
Чемпионат для врачей
Когда обращаешься к врачу-косметологу, действительно очень важно быть уверенным в его компетентности, профессионализме. Насколько много у нас на рынке нелегальных косметологов? Есть такая проблема?
– К сожалению, есть. Косметология имеет несколько сторон, в том числе и коммерческую. Конечно, это побуждает неблаговидных людей, которые хотят быстро заработать денег, заниматься незаконной предпринимательской деятельностью. Пациенты, желая сэкономить, обращаются к ним.
Мы создали Байкальскую ассоциацию врачей-косметологов, у нас в профессиональном сообществе есть планы доносить до населения информацию о том, как важно обращаться за косметологическими услугами именно к врачу, а не просто идти куда-то на дом. Все это чревато большими осложнениями – ведь люди, не имеющие медицинского образования, не всегда используют правильные техники, методики и даже препараты.
Популяризация профессиональных косметологических услуг – одна из задач чемпионата врачей-косметологов «Сияние Байкала», который вы проводите в этом году уже в четвертый раз. Можете рассказать, как зародилась идея этого масштабного события, с чего все начиналось?
– Пять лет назад возникла необходимость в создании проекта, который объединил бы косметологов, а также позволил бы сделать более инновационными образовательные мероприятия. Все это и вылилось в итоге в чемпионат «Сияние Байкала». Изначально это был региональный проект. Затем к Иркутску присоединились Бурятия и Забайкальский край. А в этом году – когда чемпионат проходит уже в четвертый раз – это мероприятие приобрело уже всероссийский масштаб.
За счет чего удалось выйти на федеральный уровень? Чем «Сияние Байкала» привлекло коллег из других регионов?
– Я думаю, это просто удачный формат. Косметологи – творческие и амбициозные люди. Профессиональный конкурс позволяет им реализовать, продемонстрировать свои навыки.
Наш чемпионат подразумевает работу косметологов в течение трех месяцев. Вначале проводится специальное медицинское фотографирование, диагностическое тестирование на аппарате. Все это проходит единообразно по всей стране. Далее врач начинает работать со своей моделью, улучшая ее внешность, используя различные методики – расписывает программу и поэтапно ее осуществляет. Все заканчивается тем же самым медицинским фотографированием и диагностикой. В регионах проводится судейство – это четвертьфинал. Лучшие работы выбираются и отсматриваются экспертами в режиме онлайн в национальном полуфинале. В каждой из трех номинаций выбираются три лучших врача. Как раз эти девять человек приедут к нам в Иркутск, чтобы узнать, кто стал победителем. Финальное шоу чемпионата пройдет 23 июня. Кроме того, запланирована научно-практическая конференция и большая образовательная программа. Мастер-классы от лучших специалистов будут идти нон-стоп.
Косметология нужна не только тем, кто хочет быть красивым, но и тем, кто получил какие-то дефекты внешности в результате несчастных случаев или болезней. Я знаю, что в рамках чемпионата вы проводите благотворительный проект для таких пациентов. Каковы его цели?
Читайте также:
– Акция по восстановлению лиц у пациентов с поражением лицевого нерва традиционно проходила в Иркутске, а теперь к ней подключились несколько врачей из других городов: Москвы, Уфы, Ижевска, Казани. Лицо – это важная коммуникативная зона человека. Если с ним что-то не так, человек испытывает социальную дезадаптацию. Когда мы исправляем дефекты внешности, качество жизни сильно меняется. Косметология – это не только борьба с морщинами, но еще и улучшение внешности, гармонизация, социализация.
Анна Масленникова,
Газета Дело